Закрыть

Колонки

Что ищет МАГАТЭ в стране далекой

 

Здесь вновь прозвучали завуалированные обвинения Тегерана в том, что он  тайком от мирового общественного мнения ускоренно реализует свою ядерную программу, что Иран обманывает Совет безопасности ООН, что Исламская Республика Иран не идет на сотрудничество с международным сообществом.

Все это в той или иной форме повторялось не раз. Поэтому не случайно российский МИД заявил, что нынешний доклад, по сути, компиляция предыдущих изысканий МАГАТЭ на эту тему. А Президент Исламской Республики Иран Махмуд Ахмадинежад прямо сказал, что доклад МАГАТЭ «написан под диктовку США».

Акция прикрытия

Тем не менее, ключевые западные державы, как по команде, вновь дружно начали угрожать Тегерану новыми, еще более жесткими  санкциями.

Громкий ажиотаж, поднятый  на Западе, вокруг этого доклада, имеет  какой-то странный,  почти конспирологический привкус. Мне представляется, что МАГАТЭ заставили принять участие в этой целенаправленной и масштабной «акции прикрытия», за которой скрываются  два небанальных, драматических аспекта нынешнего крайне сложного внешнеполитического процесса.

Но для ясности, прежде всего, надо вспомнить другой недавний почти такой же конспирологический случай.

В середине октября американские спецслужбы  сенсационно раскрыли «зловещий заговор» против саудовского посла в Соединенных Штатах. Вскрылось, что некие мексиканские наркоторговцы, которым вроде бы некий иранец, уже давно живущий в Америке, но каким-то образом связанный с КСИР, заплатил полтора миллиона (или хотел заплатить) за то, чтобы те «расправились» с полномочным представителем саудовского королевства в Соединенных Штатах.

Вспыхнул умело срежиссированный международный и весьма  оглушительный скандал, в котором массово приняли участие многие   официальные лица администрации США. В течение недели угрожающие  заявления против Тегерана следовали один за другим. В эту  организованную акцию «психологической войны» оказались втянуты (может быть даже «втемную») такие ключевые политические фигуры нынешней администрации как вице-президент Байден и госсекретарь Клинтон.

Правда, с самого начала многие аналитики из серьезных СМИ сразу засомневались в скороспелой официальной версии, заявив, что таких глупостей ни искушенное иранское руководство, ни опытные спецслужбы ИРИ никогда бы не совершили. Какой смысл иранцам физически устранять посла страны, которая является важнейшим западным союзником на Ближнем Востоке?  Организовывать войну против самих себя?

Естественно, не могла не появиться версия о некой провокации. Но  какова была цель этой провокации и кому она была нужна?

И тут стоит вспомнить, что в это же самое время Султан ибн Абдель Азиз — наследный принц Саудовской Аравии,  фактически уже находился в коме. И в высших эшелонах королевской семьи в Эр-Рияде началась невидимая, но ожесточенная борьба не только за освободившееся место наследника короля Абдаллы, но и в целом по поводу дальнейшего внешнеполитического курса королевства.

Вашингтон опасался даже  не того, что Тегеран, воспользовавшись случаем, попытается дестабилизировать внутриполитическую ситуацию внутри королевства. Тревогу американцев вызывало другое. Некоторые очень влиятельные кланы саудовского королевства, крайне подозрительно воспринявшие то, как легко Соединенные Штаты стали сдавать своих прозападных ближневосточных союзников в ходе начавшейся арабской революции,  стали требовать нормализации отношений с Тегераном. И не только требовать, но и выходить на конфиденциальные контакты с представителями иранской элиты.

В этой связи специальная операция психологической войны против Исламской Республики Иран, с обвинениями по поводу предполагаемого убийства члена королевской семьи, привела к тому, что влиятельные саудовские персоны, начавшие говорить о коррекции  проамериканского курса, вынуждены были на время замолчать.

Как известно, наследным принцем был избран Найеф ибн Абдель Азиз, кандидатура которого американцев устроила. Но ситуация внутри саудовской элиты по-прежнему оставалась достаточно неустойчивой. А это не могло не тревожить американское военно-разведывательное сообщество.   Ведь Саудовская Аравия не только ключевой региональный союзник США, но и крайне важный глобальный экономический партнер. Особенно в нынешней кризисной ситуации в мировой экономике. И когда вдруг в этой крайне неопределенной ситуации король Абдалла лично пригласил Президента ИРИ М.Ахмадинежада совершить хадж,  американцам стало ясно, что провокация по поводу якобы готовящегося покушения на  посла не вполне достигла своих целей.

Нужен был какой-то новый, по возможности  неожиданный политико-информационный  удар, что-то гораздо более серьезное, чтобы подавить в зародыше даже слабые попытки нормализации ирано-саудовских отношений.  Поэтому и появился этот сырой, слепленный в спешке доклад МАГАТЭ.

Доклад МАГАТЭ как повод

Но есть и другой немаловажный аспект во всей этой сложной конспирологической комбинации. Как известно, в последние десять дней усиливаются угрозы со стороны Израиля в отношении Ирана. Периодически следуют утечки, что израильские ВВС готовятся к атаке на иранские ядерные объекты.  Сообщается, что Нетаньяху проводит консультации с членами кабинета  по поводу возможных военных акций против Тегерана. Израильский президент Шимон Перес открыто заявляет в интервью, что «военная акция против Ирана становится неизбежной».

Доклад МАГАТЭ формально может стать прекрасным поводом для возможной израильской авантюры против Ирана.  Но ведь все прекрасно понимают, что агрессия Израиля против ИРИ обязательно приведет к геополитической катастрофе —  к крупной региональной, а может быть и глобальной войне, которая окончательно разрушит мировую экономику.  Поэтому против израильских угроз в отношении Ирана, не сговариваясь, выступили и США, и Россия, и Франция, и многие другие страны. Руководитель Пентагона Л. Панетта  специально прилетал в Израиль, чтобы жестко предупредить правое правительство Нетаньяху о совершенно неприемлемых последствиях возможной воздушной атаки на иранские ядерные объекты.

Но ведь и сам Нетаньяху, опытный и циничный политик, прекрасно отдает себе отчет в этих последствиях. Зачем ему-то эта  эскалация угроз?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять вспомнить о двух важных вещах. Во-первых, Нетаньяху и часть израильской элиты считают, что администрация Обамы взяла курс на то, чтобы слить нынешнее правое правительство. Соответственно необходимы козыри, чтобы максимально ослабить давление Вашингтона на Тель-Авив. Во-вторых, очень сложно  развиваются отношения между произраильским лобби  и военной частью американской элиты, при этом израильская элита оказывается заложником этой конфронтации.

Во всей этой ситуации Нетаньяху нужно некое сознательное политическое обострение, чтобы начать торговаться с Вашингтоном для укрепления своих внутриполитических позиций. Доклад МАГАТЭ появился как раз вовремя!  И, судя по всему, такая подспудная торговля началась.

 

Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях