— Я не думаю, что власти пойдут на такую кардинальную перестановку за год до Олимпиады, потому что это приведет к еще большей нестабильности. Однако логику Кремля, порой, трудно оценить в каких-то соответствующих для этих национальных республик критериях. Зачем, например, заменили Магомедсалама Магомедова? Эксперты не могут точно ответить на этот вопрос.
В любом случае, сейчас Москва будет следить за тем, что произойдет с Абдулатиповым, не выйдет ли там какого-нибудь взрыва. Известно, что в Пятигорске уже прошел съезд кумыков, которые начали выражать недовольство. Теоретически сейчас может возникнуть ситуация, когда разные конкурирующие кланы (ни к одному из которых не принадлежит Абдулатипов) начнут объединяться против нового главы. И тогда останется одна надежда — силовые структуры. Но ведь еще Наполеон говорил, что очень неудобно сидеть на штыках.
Такая же опасность может возникнуть в других регионах.
Они не знают, почему люди уходят в лес
Если же Кремль все-таки захочет сменить северокавказских регионов, то, скорее всего, он начнет с главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. Во-первых, если говорить об Олимпиаде, то как раз черкесы «угрожают» проведению Олимпийских игр в Сочи. Они проводят различные зарубежные конференции, требуя, чтобы Москва признала геноцид черкесов. Они призывают мировые державы отказаться от проведения Олимпиады в Сочи — на земле, которую они считают своей, на месте их уничтоженных кладбищ.
Во-вторых, в прошлом году Каноков и его люди оказались втянуты в коррупционный скандал. Это можно расценивать как предупреждение.
В-третьих, в Кабардино-Балкарии усиливаются подпольное движение «лесных». Здесь есть закономерность. Где у нас наиболее активны боевики? В Дагестане и Кабардино-Балкарии. Хотя по поводу соотношения использования силовых методов и переговорных процессов в борьбе с терроризмом существуют противоречия даже внутри ФСБ. В августе 2012-го директор ФСБ России Бортников прямо заявил, что силовыми методами ситуацию в Дагестане и КБР не разрешить. Загвоздка заключается в том, что у Кремля нет достаточных технологий ведения переговоров. Они не знают, почему люди уходят в лес, берутся за оружие. У Кремля старые приемы – давить и бить. И они не понимают, почему это вызывает обратный эффект. Поэтому Каноков вполне может уйти как неэффективный руководитель. Хотя он может дать гарантии, что «установит» стабильность и будет контролировать ситуацию во время Олимпиады, и, в этом случае, сохранить пост. (Поэтому, кстати, на мой взгляд, причиной снятия с должности Магомедсалама послужило не лесное подполье).
Что касается Карачаево-Черкесии, то там ситуация достаточно стабильная. В республике удалось выработать консенсус среди карачаевских и черкесских кланов.
Нестабильность периодически возникает в Северной Осетии, но это проблема не Таймураза Мамсурова, а некоторых федеральных структур.
В то, что сменят Юнус-Бека Евкурова, да еще и в первую очередь, я не верю. Этот человек сумел наладить контакт и начать диалог между ингушскими кланами и тейпами. И конфликт с Кадыровым не помешает ингушскому лидеру сохранить пост – наоборот.
Многие кланы в Ингушетии (а там пять основных кланов) будут рассматривать снятие Евкурова как выигрыш чеченского лидера. После этого они станут ожидать экспансии Кадырова, который уже выдвигал концепцию объединения Ингушетии и Чечни, а это обязательно приведет к дестабилизации. Ингушские элиты поняли прелесть относительной свободы от Чечни, и туда они возвращаться не хотят. Так что, Кремлю хотя бы из инстинкта самосохранения нужно соблюдать относительный баланс между этими республиками. Кроме того, еще один аргумент в пользу Евкурова то, что он генерал российской армии. Это человек, который прошел советскую армию, он один из наиболее лояльных и верных федеральному центру фигур.
И менять его было бы глупостью.