Этот запрет, введенный армейскими генералами после государственного переворота 1980 года, нарушает основные права и свободы человека, говорится в официальном докладе, который он представил в среду правительству страны.
Положение о дресс-коде госслужащих, принятое «еще в прошлом веке» Советом национальной безопасности, запрещает «носить бороды и платки» в государственных учреждениях, чтобы не нарушался «принцип беспристрастности государства». Это положение не совместимо с нормами передовой демократии и свободой мысли, заявил главный турецкий переговорщик с ЕС.
Согласно конституции Турции, сначала необходимо принять закон, а затем уже может быть разработано положение, которое определяет его применение на практике, отмечают авторы доклада. Однако ни закон о гражданских служащих, ни какой-либо другой закон хиджаб и бороду не запрещает.
Получается, что правовой основы для запрета исламских платков в госучреждениях, введенного решением кабинета министров в 1982 году, просто не существует, отметил Эгемен Багис.
Право женщин на ношение платков уже давно стало предметом ожесточенных споров в турецком обществе. Запрет на хиджабы в университетах страны, введенный после очередного государственного переворота в феврале 1997 года, был ослаблен в 2010-м Советом по высшему образованию, разославшим в вузы рекомендацию допускать на занятия студенток в платках. Тем не менее, некоторые учебные заведения и профессора настаивают на строгом соблюдении прежнего распоряжения.
Неофициальный запрет на головные платки действует также в государственных учреждениях, где от сотрудниц требуется приходить на работу простоволосыми.
В докладе министерства по связям с ЕС проводится сравнение Турции с европейскими странами. Его составители отмечают, что на всем континенте подобные драконовские запреты действуют лишь во Франции.
Тем не менее, права женщин нарушаются во многих государствах Европы, хотя и не столь масштабно. Например, в некоторых землях Германии носить хиджаб запрещено школьным учителям, не имеют права покрывать голову платком при исполнении обязанностей члены суда и сотрудники полиции в Нидерландах, а судьи в Дании не могут демонстрировать никакие «религиозные или политические символы».
Все эти запретительные меры ограничивают право женщин на работу, подытоживают авторы доклада. Более того, они ущемляют свободу мысли и вероисповедания, являющиеся одними из основных прав человека.
«На самом деле, запрет на ношение платков государственными служащими отталкивает женщин от общества, загоняя их в узко ограниченную сферу, — цитирует доклад Today’s Zaman. — Такая дискриминационная практика лишает женщин доступа к образованию, трудовой и политической деятельности».
Но если в Европе восстановление попранных женских прав представляется делом сложным, требующим принятия новых, соответствующих демократическим ценностям законов, то Турции необходимо лишь признать, что существующая запретительная практика не имеет законодательной основы, и никто не должен настаивать на ней вопреки конституции, подчеркнул министр по связям с Евросоюзом.