Переработка позволяет замедлить рост запасов высоко радиоактивных материалов, которые могут быть использованы для изготовления бомбы. В конце прошлого года израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху заявил, что уже к середине 2013 года эти запасы достигнут критической «красной черты».
Вопрос о докладе Reuters, что Иран превратил небольшое количество своего обогащенного до 20 процентов урана в реакторное топливо, был задан на еженедельной пресс-конференции представителю МИД страны Рамину Мехманпарасту.
«Эта работа ведется, и все отчеты о ней направляются в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) должным образом», — цитирует его ответ государственное агентство ИРНА.
Это первое признание иранских властей, что они возобновили преобразование в топливо части своего доведенного до состояния расщепляющегося материала урана.
Запад давно уже выражает обеспокоенность наличием у этой страны высокообогащенных материалов, от которых технически лишь небольшой шаг до необходимой для создания ядерного оружия 90-процентной чистоты.
Иран заявляет, что не стремится к созданию оружия, утверждая, что его ядерная программа служит исключительно мирным целям, такие как производство электричества и медицинских изотопов.
Однако Израиль, который считается единственной ядерной державой на Ближнем Востоке, заявил, что если иранские запасы достигнут в июне, согласно прогнозам, критического уровня, он будет вынужден напасть на эту страну, чтобы не допустить создания атомной бомбы. При этом ядерная программа Израиля считается самой закрытой в мире. Власти этой страны тщательно оберегают все данные, касающиеся своего ядерного потенциала. И никаких нареканий со стороны Запада и Соединенных Штатов это не вызывает.
Президент США Барак Обама, который планирует совершить в марте визит на Ближний Восток, призвал Иран достичь дипломатического соглашения.
«Лидеры Ирана должны признать, что сейчас самое время для дипломатического решения, потому что коалиция выступает с единым требованием к ним выполнить свои обязательства, и мы будем делать все необходимое, чтобы предотвратить создание ими ядерного оружия», — заявил Обама в своем ежегодном обращении к конгрессу «О положении страны».
В прошлом году Ирану удалось предотвратить возможный кризис, преобразовав около 100 кг имевшегося у него 20-процентного урана в ядерное топливо. Однако западные аналитики полагают, что тщательно соблюдая установленный Израилем критический порог, эта страна в то же время развивает свои ядерные технологии.
И все же вряд ли иранские ядерщики обогатили уран выше 20 процентов, считают эксперты. Полная картина станет ясна только после появления в конце февраля нового доклада МАГАТЭ по ядерной деятельности Ирана.
Представитель иранского МИД Рамин Мехманпараст заявил, что его страна готова прийти к «всеобъемлющему соглашению» с МАГАТЭ, если будут признаны ядерные права Тегерана. Это соглашение может включать в себя и посещение военно-промышленного комплекса Парчине, к юго-востоку от Тегерана, куда особенно стремятся наблюдатели агентства, подозревающие, что там могут проводиться испытания взрывчатых веществ, связанные с разработкой ядерного оружия.
Во время визита в Москву министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи заявил, что Иран «рассчитывает на наличие позитивных и конструктивных шагов для решения этой проблемы на предстоящей встрече».
Представитель МИД Мехманпараст заявил в Тегеране в ответ на сообщение, что Северная Корея провела уже третье ядерное испытание, в нарушение существующих резолюций ООН: «Нам нужно прийти к точке, где ни одна страна не будет иметь никакого ядерного оружия».