Закрыть

Праздники и приметы

9 июня 2023 года – какой церковный праздник сегодня? – Православные отмечают несколько праздников

 
9 июня 2023 года – какой церковный праздник сегодня? – Православные отмечают несколько праздников itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

В пятницу, 9 июня 2023 года РПЦ отмечает несколько праздников: память священномученика Ферапонта, епископа Сардийского (ІІІ); обретение мощей преподобного Нила Столобенского (1667); память преподобного Ферапонта Белозерского, Можайского, архимандрита (1426); перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, митрополитов Московских (1472); память преподобного Ферапонта Монзенского (1426); память праведного Иоанна Русского, исповедника (1730); память мученицы Феодоры девы и мученика Дидима воина (304).

День памяти священномученика Ферапонта, епископа Сардийского

Священномученик Ферапонт, епископ Сардийский (город Сардис (Сарды) находился в малоазийской области Лидии), пострадал за Христа в III веке. Исполняя свое святительское служение, святой Ферапонт просветил светом христианской веры и крестил многих язычников-еллинов. За это он предстал перед судом правителя Юлиана и бесстрашно объявил себя христианским епископом.

церковный праздник

Его бросили в темницу, где долгое время томили голодом и жаждой, потом предали жестоким истязаниям, но мучения не поколебали мужественного исповедничества святителя. В оковах святого повели в город Синаон во Фригии, оттуда в Анкиру. В этих городах его снова пытали. Затем привели святого Ферапонта к реке Астале, обнаженного растянули крестообразно на земле, привязав к четырем кольям, вбитым в землю, и жестоко избили.

После этого истязания страстотерпца Христова привели в пределы Саталийской епископии, подчинявшейся Сардийской митрополии и здесь после долгих избиений святитель Ферапонт закончил свой мученический подвиг. Сухие колья, к которым был привязан святой, напитанные его кровью, дали зеленые ростки и выросли в большие деревья, листья которых обрели целебные свойства и многим людям подавали благодатные исцеления.

День памяти преподобного Ферапонта Белозерского, Можайского, архимандрита

В ми­ру дво­ря­нин Фе­о­дор По­ско­чин, ро­дил­ся в1337 г. в г. Во­ло­ко­лам­ске. Со­ро­ка лет, без пред­ва­ри­тель­но­го ис­пы­та­ния, пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром (пле­мян­ни­ком пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, впо­след­ствии ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским) был по­стри­жен в Мос­ков­ском Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре, где со­еди­нил­ся со­ю­зом друж­бы с пре­по­доб­ным Ки­рил­лом Бе­ло­зер­ским (па­мять 9/22 июня). Здесь они вме­сте про­хо­ди­ли по­двиг спа­се­ния в пост­ни­че­стве и мо­лит­вах и слу­ша­ли ду­хов­ные на­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, по­се­щав­ше­го их оби­тель.

Вы­пол­няя мо­на­стыр­ское по­слу­ша­ние, пре­по­доб­ный Фе­ра­понт по­бы­вал в Бе­ло­зер­ском краю, очень по­лю­бив­шем­ся пре­по­доб­но­му. По воз­вра­ще­нии свя­то­го в мо­на­стырь, по­лу­чив бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на, оба дру­га от­пра­ви­лись на Бе­ло­озе­ро. Неко­то­рое вре­мя они жи­ли вме­сте, а по­том по вза­им­но­му со­гла­сию Фе­ра­понт пе­ре­шел на но­вое ме­сто по­дви­гов, в 15 вер­стах от Ки­рил­ло­ва, меж­ду двух озер: Бо­ро­дав­ским и Пав­ским, где стал жить от­шель­ни­ком, тер­пя мно­гие ли­ше­ния и не раз под­вер­га­ясь на­па­де­ни­ям раз­бой­ни­ков.

С те­че­ни­ем вре­ме­ни к нему со­бра­лись лю­би­те­ли без­мол­вия, и в1398 г. пре­по­доб­ный Фе­ра­понт ос­но­вал мо­на­стырь, но от са­на игу­ме­на по сми­ре­нию от­ка­зал­ся. В1408 г. по же­ла­нию Мос­ков­ско­го кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча, глу­бо­ко по­чи­тав­ше­го пре­по­доб­но­го, свя­той по­движ­ник ос­но­вал в мест­но­сти Луж­ки, близ Мо­жай­ска, дру­гой мо­на­стырь в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. Про­жив в оби­те­ли 18 лет, пре­по­доб­ный Фе­ра­понт с ми­ром по­чил о Гос­по­де 27 мая1426 г., в воз­расте 90 лет.

В 1514 г. бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные мо­щи свя­то­го, про­сла­вив­ши­е­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

День памяти преподобного Ферапонта Монзенского

Свой подвижнический путь преподобный Ферапонт начал в обители святого Адриана на реке Монза. Затем он перешел в Крестовоздвиженский монастырь в Костроме, где и принял монашеский постриг. Однажды два инока Павло-Обнорского монастыря Адриан и Пафнутий одновременно увидели во сне Ферапонта, который велел им учредить обитель на берегу реки Монза.

Перейдя в созданный монастырь, преподобный прожил в нём всю  оставшуюся жизнь. В своих подвигах он подражал блаженному Василию Московскому, называя его своим сожителем, хотя не был с ним знаком. Ферапонт прославился даром чудотворений. Скончался праведник в 1597 году. Впоследствии обитель на реке Монза была названа в честь ее основателя – Ферапонтовой.

Обретение мощей преподобного Нила Столобенского

Обретение мощей преподобного Нила Столобенского. Преподобный Нил называется Столобенским потому, что подвизался на Столобенском острове озера Селигер, находящегося в 7 верстах от г. Осташкова. Родился он в Новгородской области и в юности оставил мир и принял постриг в Крыпецкой обители в Псковской области.

Избегая славы, преподобный удалился из обители в уединенное место на реке Черемхе в Псковском уезде. Здесь был ему голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там, на острове Столобенском, ты можешь спастись». Св. отшельник соорудил на острове в дремучем лесу хижину и часовню и начал подвизаться. Однажды пристали к острову разбойники и, полагая, что старец прячет в своей келье деньги, стали требовать их у него.

Св. Нил сказал: «Все сокровища мои в углу моей кельи». Разбойники бросились туда. Там стояла икона Пресвятой Богородицы, и дивным светом от иконы злодеи были ослеплены. В таком положении нашел их святой и, преподав наставление жить честно, молитвой исцелил. Однажды рыболовы послали св. Нилу рыбы, но он, увидев идущего с рыбой, затворил окно и не принял его. «Вероятно, ты совершил какойто грех, потому святой и не принял тебя», сказали возвратившемуся с рыбой его товарищи. Тот сознался в плотском грехе. Рыбаки послали другого товарища, и старец принял их дар.

Преподобный никогда не ложился в постель или на землю для отдыха или сна, а только опирался на два врытые в землю костыля, служившие ему вместо стула и ложа. Приготовив себе гроб в пещере, ежедневно приходил сюда вспоминать о смерти и плакать. Скончался святой в глубокой старости в 1555 г., предсказав, что через 40 лет после его кончины на острове будет воздвигнута церковь и затем устроена обитель. Так и случилось; обитель названа Ниловой.

Над гробом преподобного Нила совершалось много чудес, а в1667 г., при построении новой церкви, мощи его найдены нетленными. Они открыто почивают в обители. Память св. Нила 7 декабря; 27 мая празднуется открытие его мощей, и в этот день совершается крестный ход из г. Осташкова в пустынь при многочисленном стечении народа.

Перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы, митрополитов Московских

В апреле месяце 1472 года во время княжения христолюбивого великого князя всея России Иоанна Васильевича при преосвященном митрополите Филиппе в славном городе Москве положено было начало основания святого и великого соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.

И когда начали разбирать первый храм, которой был построен святым Петром чудотворцем, и разобрали его до полов, то в то время обнаружились гробы прежде бывших святителей русских, преосвященных митрополитов Киприана, Фотия и Ионы.

28 мая в начале второго часа дня гробы их окопали, и тогда пришел преосвященной митрополит всея России Филипп с архиепископами и с ним все московское духовенство, пришел также благоверный великий князь Иоанн Васильевич с сыном своим, мать великого князя, братья его, князья Георгий, Андрей, Борис и Андрей, все сановники великокняжеского двора, князья и бояре, и множество православных христиан, жителей славного города Москвы, мужей и жен. Воспев подобающие сему случаю псалмы, взяли сперва гроб митрополита всея России Киприана и поставили его на приготовленное место в новооснованном храме в особый ковчег на правой стороне, а потом взяли гроб митрополита Фотия и поставили на том же месте.

Священные одежды и омофоры, бывшие на святителях, оказались нетленными, не смотря на много лет со дня их кончины, ибо после кончины митрополита Киприана прошло без восемнадцати дней 65 лет, а после кончины митрополита Фотия без тридцати четырех дней 41 год.

По перенесении мощей святых Киприана и Фотия пришли ко гробу святителя митрополита Ионы, и когда немедленно после сего снята была с него крышка, то распространилось такое сильное благоухание, что все, стоявшие вокруг этого места, слышали его. При этом все увидели, что святые мощи святителя совершенно целы, только тело присохло к костям, и одежды, в которые он был облачен, также целы и нетронуты тлением, а между тем после кончины его исполнилось тогда 11 лет и 2 месяца. Взяв гроб святителя, поставили его на верху земли с левой стороны храма.

Благоверный князь Иоанн и преосвященный митрополит со множеством православного народа возблагодарили после сего за это Бога и повелели праздновать память обретения честных мощей святителей в 27 день месяца мая.

Память праведного Иоанна Русского, исповедника

Святой Иоанн Русский родился на Юге России примерно в1690 г. В период русскотурецкой войны 1711-1718 гг, он был воином в армии Петра Великого. В битве за освобождение Азова воин Иоанн попал в плен и был отправлен в Константинополь, а затем в город Прокопион, что у Кесарии Каппадокийской (ныне город Уркюб на территории Турции), и оказался в подчинении некоего Аги, содержавшего лагерь янычар.

За отказ изменить православной вере святой Иоанн подвергался жестоким палочным побоям, оплеваниям и иным мучениям. Его определили жить на конюшне. Все мучения святой выдержал смиренно и с достоинством. На побои и издевательства турок он отвечал словами апостола Павла: «Кто может оторвать меня от любви Христа ? Я верю и имею любовь к Господу моему Иисусу Христу, Единородному Сыну Божиему, и ничто не может меня заставить отвратиться от Бога. Я пленный. Поэтому слушаюсь приказаний хозяев относительно моей работы. Но в вере ко Спасителю Христу вы мне не хозяева. Я помню терновый венец и крестную смерть Господа и готов и сам к еще большим и ужасным мучениям. Я готов умереть, но не отказаться от Христа».

Жизнь в конюшне напоминала святому Иоанну вертеп Вифлеема. Он молился, постился и сам совершал службы. Своей жизнью он умилил турок и они в восхищении стали называть его «вели» «святой». Еще при жизни святой стал совершать чудеса. С помощью ангела Господня он отправил своему хозяину из Прокопиона в Мекку еду на медном подносе. Турецкий Ага съел плов горячим, а через три месяца привез домой блюдо с фамильным знаком.

Во всех выпавших на его долю испытаниях святой Иоанн имел опору и утешение в молитве, всенощном бдении и причащении Святых Тайн каждую субботу. Священник приносил ему Святые Дары в полом яблоке. 27 мая1730 г. святой Иоанн причастился последний раз, после чего мирно скончался. Его погребли на христианском кладбище города.

В ноябре 1733 г. священник, каждую субботу исповедавший и причащавший святого, увидел во сне, что его тело благодатию Божией осталось совершенно нетленным, как и три с половиной года назад. Христиане решили отрыть могилу и обрели мощи святого, нетленные и благоухающие. Мощи были перенесены в храм Св. Георгия.

В1832 г, пишет w. турки пытались сжечь их, но были напуганы явлением святого и оставили свое бесчинство. На другой день христиане нашли мощи святого среди углей и пепла, но такими же благоуханными и нетленными. Уже в XIX в. мощи святого прославились многочисленными чудесами и исцелениями, к ним приезжали паломники со всей Каппадокии.

После грекотурецкой войны 1920-1922 гг., закончившейся изгнанием христианского населения из Малой Азии, мощи святого были перенесены на остров Эвбея, в селение Неопрокопион (на месте турецкого села АхметАга). В1962 г. святой Иоанн Русский был канонизирован Константинопольской и Элладской Православными Церквами. В том же году он был причислен к лику святых, чтимых Русской Православной Церковью.

День памяти мученицы Феодоры девы и мученика Дидима воина

Свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­до­ра де­ви­ца и во­ин Ди­дим по­стра­да­ли за Хри­ста в го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) в го­ро­де Алек­сан­дрии в 303 или 304 го­ду.

Свя­тая де­ва Фе­о­до­ра, пред­став пе­ред су­дом пра­ви­те­ля Алек­сан­дрии Ев­стра­тия, бес­страш­но ис­по­ве­да­ла се­бя хри­сти­ан­кой. На во­прос пра­ви­те­ля, по­че­му она не вы­шла за­муж, свя­тая от­ве­ти­ла, что по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу, ре­ши­ла остать­ся дев­ствен­ни­цей ра­ди Име­ни Хри­сто­ва. Ев­стра­тий по­ве­лел от­ве­сти свя­тую де­ву в тем­ни­цу, дав ей три дня на раз­мыш­ле­ния, и угро­жал при даль­ней­шем ослу­ша­нии от­ве­сти ее в блуд­ный дом. При­ве­ден­ная на суд через три дня, свя­тая Фе­о­до­ра оста­лась по-преж­не­му твер­да в сво­ей ве­ре.

То­гда ее от­ве­ли в блуд­ный дом, где раз­врат­ные юно­ши ста­ли спо­рить о том, ко­му пер­во­му вой­ти к ней. В это вре­мя хри­сти­а­нин Ди­дим в во­ин­ской одеж­де бес­пре­пят­ствен­но во­шел в блуд­ный дом, разо­гнал ис­пу­ган­ных блуд­ни­ков и спас свя­тую де­ву, пе­ре­дав ей свою одеж­ду. Узнав о про­ис­шед­шем, Ев­стра­тий при­ка­зал до­про­сить свя­то­го Ди­ди­ма.

При­ве­ден­ный к раз­гне­ван­но­му су­дье, свя­той Ди­дим рас­ска­зал о том, как осво­бо­дил свя­тую де­ву, за что сам был осуж­ден на смерт­ную казнь. На ме­сто его каз­ни при­шла свя­тая де­ва Фе­о­до­ра и, об­ра­ща­ясь к свя­то­му Ди­ди­му, ска­за­ла, что же­ла­ет уме­реть вме­сте с ним. Пра­ви­тель, уви­дев свя­тую му­че­ни­цу, при­ка­зал умерт­вить обо­их. Пер­вой пре­кло­ни­ла го­ло­ву под меч свя­тая му­че­ни­ца Фе­о­до­ра, а по­сле нее и свя­той му­че­ник Ди­дим. Те­ла свя­тых му­че­ни­ков бы­ли со­жже­ны.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях