Под запрет попали произведения разного содержания и характера: «Десятое слово. О воскрешении из мертвых», «Путеводитель для молодежи», «Слова», «Письма», «Сравнение веры и неверия» и др.
Специально приглашенные эксперты, проводившие оценку этих книг, обнаружили в них целый радикальный «букет»: разжигание религиозной розни, неприязнь к прочим религиям и даже посягательство на права и свободы граждан, не исповедующих ислам.
После чего эксперты сошлись во мнении, что литература оказывает «негативное воздействие» и «совращает» население страны, а судья вынес постановление о ее включении в список «экстремистской», с дельнейшим запретом на распространение по всей России.
Зампредседателя Совета муфтиев России (СМР) Рушан Аббясов в беседе с WordYou.Ru поставил по сомнение профпригодность специалистов: «Когда мы спрашиваем, кто конкретно проводит эти экспертизы, нам не могут внятно ответить. Какие-то специалисты… Но какие? По каким критериям оценивают книги, тоже тяжело определить. Я знаю многих экспертов в области религии, литературы, правозащитников, которые «угрозы для верующих» в книгах Нурси так увидеть и не смогли», — говорит представитель СМР.
Кроме того, Аббясов припомнил июньский процесс, когда Ленинский районный суд Оренбурга вынес вердикт 65 исламским книгам, включив их в перечень экстремистских материалов. Об этом стало известно лишь через месяц, когда было уже поздно подавать апелляцию на решение суда. Аналогично Калининградский суд не афишировал свои намерения, касательно трудов Нурси.
Судебному разбирательству предшествовала спецоперация
Около года назад в Калининграде в квартиру помощника имама строящейся мечети Амира Абуева вломились сотрудники ФСБ. В ходе операции они обнаружили собрание сочинений Нурси и обвинили Абуева в создании местной ячейки «Нурджулар». Фактические такой организации не существует, но исходя из сложившейся практики уголовных дел и комментариев правоохранителей, можно судить, что членами «Нурджулар» являются проповедники идей ныне опального турецкого автора.
Против Абуева завели уголовное дело по обвинению в распространении «фундаменталистского ислама». По сей день он тщетно пытается доказать свою невиновность, – помощник имама находится под подпиской о невыезде, в дальнейшем ему грозит судебно-психиатрическая экспертиза, по результатам которой Абуева могут поместить в психиатрическую лечебницу.
На сегодняшний день Саид Нурси является одним из самых почитаемых и признанных исламских деятелей в мире. Его произведения широко распространены на территории Турции, в ряде арабских стран и стран Африки.
Под запрет попали следующие книги:
– «Десятое слово. О воскрешении из мертвых» (три книги разных издательств)
– «Путеводитель для молодежи» (две книги разных издательств)
– «Слова»
– «Письма»
– «Сравнение веры и неверия»
– «Ислам в современной Турции. Интеллектуальная биография Бадиуззамана Сайда Нурси»
– «Двадцать шестое сияние. Сияние для пожилых»
– «Трактат о природе»
– «Двадцать третье слово»
– «Путь сунны (избранное)»
– «Великое знамение. Часть первая. Наблюдения одного путешественника, спрашивающего у Вселенной про своего Создателя»,
– А также брошюры «Тайна человеческого «Я» и мельчайшей частицы» и «Урок искренности».