Закрыть

Праздники и приметы

7 июня 2022 года православные отмечают несколько праздников

 
7 июня 2022 года православные отмечают несколько праздников itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

На дату 7 июня у православных христиан выпало сразу несколько церковных праздников. Среди них такие: Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850); память святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского (1857); память священномученика Ферапонта, епископа Кипрского (IV); преподобномученицы Елены (Коробковой), инокини (1938); преподобномученика Тавриона (Толоконцева), монаха (1939).

7 июня — Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 июня по новому стилю Православная Церковь совершает празднование в память Третьего обретения главы Крестителя Господня Иоанна. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна произошло около 850 года.

Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Предтечи была перенесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин ее перенесли (около 810-820 годов) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, скрыли в земле.

Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, где около 850 года глава была в третий раз обретена в указанном Патриархом месте.

Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и там положена в придворной церкви. Часть святой главы находится на Афоне.

7 июня – день памяти святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова.

Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец Алексей Борисов получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви.

Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков. У неё была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных сим священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита.

Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию.

В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение. За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами Академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.

Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым». Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.

Кроме проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. Апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое.

Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях. «Посмотрите, —говорил он, — на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это премудрости Божией? Посмотрите на Весну, украшенную цветами, ведущую за собою хоры пернатых: не образ это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслею к совершенствам Творца твоего»? При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.

В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского.

В марте 1840 года он назначается на кафедру епископа Вологодской епархии, информирует rsute.ru. Здесь он оставался 9 месяцев и затем был перемещён в Харьковскую епархию. Служение его в Харькове продолжалось около семи лет. За этот срок он восстановил Ахтырский и Святогорский монастыри, открыл Никольскую женскую обитель. Владыке принадлежит идея учреждения торжественного крестного хода в Харькове по случаю перенесения в город из Куряжского монастыря чудотворной иконы Божией Матери.

В 1845 году Владыка возводится в сан архиепископа. И через 3 года назначается в Херсоно-Таврическую епархию, где разноплеменная православная паства непрестанно подвергалась тлетворному влиянию татар, евреев и немецких колонистов.

Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, и основать свой «Русский Афон», — вот главное, чего хотел достичь архипастырь во время своего управления Херсоно-Таврической епархией.

Желая сохранить развалины древнего Херсона, прославленного крещением великого князя Русского Владимира, преосвященный Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссечённый руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму Владыка обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.

В последние годы своего святительства преосвященный Иннокентий принимал самое живое архипастырское участие в бедствиях Крымской войны и имел в высшей степени благотворное влияние на воинов.

Величие духа Святителя Иннокентия обнаружилось и в посещении им страдальцев-воинов в лазаретах, свирепствовал заразительный тиф и где можно было видеть всю тяжкую скорбь, все страдания, порождаемые войной. В сражениях он обходил ряды войск, ободряя героев. И здесь мужественный пастырь-отец являлся ангелом-утешителем страждущих.

В коронацию Императора Александра II, архиепископ Иннокентий назначен был членом Святейшего Синода.

Усиленные труды и тревоги надломили здоровье славного архипастыря. Владыка заболел, находясь в Севастополе во время битвы русских войск с неприятелем, и на обратном пути в Одессу скончался в Херсоне 25 мая 1857 года в светлый праздник Живоначальной Троицы.

Канонизован Русской Православной Церковью в 1997 году.

7 июня  — день памяти священномученика Ферапонта, епископа Кипрского

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­ра­понт, епи­скоп Кипр­ский, под­ви­зал­ся в мо­на­ше­стве, впо­след­ствии нес по­слу­ша­ние в сане епи­ско­па на ост­ро­ве Кипр. Во вре­мя го­не­ния Дио­кли­ти­а­на (284–305) свя­ти­тель Фе­ра­понт му­же­ствен­но ис­по­ве­дал имя Хри­сто­во и скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью. Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка сна­ча­ла на­хо­ди­лись на Ки­п­ре и про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми, а за­тем, в 806 го­ду, бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. При­чи­ной к пе­ре­не­се­нию мо­щей по­слу­жи­ла опас­ность на­ше­ствия са­ра­цин. Зна­ме­на­тель­но, что в пу­ти, ко­гда ко­рабль с мо­ща­ми плыл в Кон­стан­ти­но­поль, от них ста­ло ис­то­чать­ся ми­ро, и пу­те­ше­ствен­ни­ки, на­хо­див­ши­е­ся на ко­раб­ле, бы­ли чу­дес­но спа­се­ны во вре­мя бу­ри по мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­ра­пон­та. По при­бы­тии в Кон­стан­ти­но­поль мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка по­ло­жи­ли в хра­ме, по­стро­ен­ном в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Эле­усы, или Ми­ло­сти­вой (празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 12 но­яб­ря).

В 806 г. свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны во вновь по­стро­ен­ный храм в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Фе­ра­пон­та, от них про­дол­жа­ло ис­то­чать­ся ми­ро и со­вер­ша­лись чу­де­са. По мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­ра­пон­та ис­це­ля­лись тя­же­лей­шие неду­ги, уми­рав­шие воз­вра­ща­лись к жиз­ни.

7 июня  — день памяти преподобномученицы Елены (Коробковой), инокини

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Еле­на ро­ди­лась в 1879 го­да в де­ревне Ма­ле­е­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Ко­роб­ко­ва, впо­след­ствии слу­жив­ше­го при­каз­чи­ком в ан­глий­ском ма­га­зине в Санкт-Пе­тер­бур­ге, и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ели­за­ве­той. Отец умер, ко­гда Ели­за­ве­те бы­ло че­тыр­на­дцать лет, и она жи­ла в де­ревне с ма­те­рью. К это­му вре­ме­ни Ели­за­ве­та окон­чи­ла сель­скую шко­лу и, ко­гда ей ис­пол­ни­лось два­дцать че­ты­ре го­да, по­сту­пи­ла в один из мо­на­сты­рей Мос­ков­ской гу­бер­нии, где на­хо­ди­лась до его за­кры­тия во вре­мя на­сту­пив­ших при со­вет­ской вла­сти го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь; здесь она при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Еле­на. По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря она по­се­ли­лась при Тро­иц­кой церк­ви в го­ро­де Сход­ня Сол­неч­но­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где пе­ла на кли­ро­се и за­ни­ма­лась ру­ко­де­ли­ем, за­ра­ба­ты­вая на жизнь ши­тьем оде­ял.

В 1937 го­ду ста­ли аре­сто­вы­вать­ся не толь­ко свя­щен­но­слу­жи­те­ли, но и ак­тив­ные при­хо­жане. Вме­сте с та­кой груп­пой при­хо­жан бы­ла аре­сто­ва­на и мо­на­хи­ня Еле­на. В справ­ке на арест ей ста­ви­лось в ви­ну, что она «рас­про­стра­ня­ет сре­ди ве­ру­ю­щих цер­ков­ную ли­те­ра­ту­ру, так на­зы­ва­е­мые ду­хов­ные Тро­иц­кие лист­ки… цер­ков­но контр­ре­во­лю­ци­он­но на­стро­е­на и до сих пор сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной де­я­тель­но­сти не бро­са­ет».

Мо­на­хи­ня Еле­на бы­ла аре­сто­ва­на 29 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­че­на в ка­ме­ру при рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД в Сол­неч­но­гор­ске. На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил ее:
– Вы, бу­дучи зна­ко­мы с цер­ков­ни­ка­ми… и мо­на­хи­ня­ми, друг у дру­га со­би­ра­лись, об­суж­да­ли про­тив со­вет­ской вла­сти во­про­сы, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность?
– Бы­вать я бы­ва­ла у ве­ру­ю­щих и цер­ков­ни­ков, – от­ве­ти­ла мо­на­хи­ня, – но во­про­сов про­тив со­вет­ской вла­сти мы не об­суж­да­ли, и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не ве­ла.

На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и мо­на­хи­ня Еле­на бы­ла пе­ре­ве­де­на в Та­ган­скую тюрь­му в Москве; 15 но­яб­ря 1937 го­ду трой­ка при УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла ее к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Мо­на­хи­ня Еле­на (Ко­роб­ко­ва) скон­ча­лась в за­клю­че­нии 7 июня 1938 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ни­цы Еле­ны со­вер­ша­ет­ся 25 мая (7 июня) и в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

7 июня  — день памяти преподобномученика Тавриона (Толоконцева), монаха

Отец Таврион родился 5 августа 1871 года в Никольском уезде Вологодской губернии, в семье крестьян Григория Максимовича и Ольги Павловны Толоконцевых и в крещении наречен был Матфеем. 26 августа 1908 года он поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь и 26 июня 1912 года был зачислен в него послушником. 23 декабря 1920 года на Валаамском подворье в Москве послушник Матфей был пострижен в монашество и наречен Таврионом.

После закрытия в 1925 году подворья он обосновался при церкви в честь Ржевской иконы Божией Матери, исполняя послушание певчего. Несколько монахов Валаамского монастыря сняли квартиру недалеко от этого храма и образовали монашескую общину с общим уставом, трапезой и послушаниями. Все они служили в Ржевской церкви священниками и певчими, и весь доход сдавался избранному общиной казначею, который выдавал в месяц по пять рублей на личные нужды. Казначей общины хранил и часть средств Валаамского монастыря.

7 октября 1930 года в квартире, где жили монахи, был произведен обыск, изъяты все монастырские средства, а братия, и среди них монах Таврион, арестована и заключена в Бутырскую тюрьму, сообщает w. В ОГПУ монаху Тавриону предложили ответить на некоторые вопросы, в частности, лишен ли он избирательных прав и если был лишен, то когда, и если восстановлен, то когда. Монах Таврион ответил, что гражданских прав он лишен, но когда был лишен, не помнит, и не восстановлен в них, поскольку не ходатайствовал о восстановлении.

Сотрудник ОГПУ, учитывая, вероятно, что монах Таврион из крестьян и не имеет священного сана, спросил его, чем он собирается заниматься дальше. «Пока существует Церковь – буду служить ей», – ответил тот.

16 октября следователь вызвал его на допрос. Отвечая на его вопросы, монах Таврион сказал: «При Ржевской церкви я живу в общине монахов, в церкви  служу певчим… Все священники, диаконы, певчие, сторожа, уборщики и вообще весь руководящий и обслуживающий состав церкви состоит из нас, монахов… Я и все монахи нашей общины часто между собой говорили, что при советской власти плохо жить служителям культа, мы все лишены пайка… хлеба и других продуктов, которые даются по книжкам, что духовенство без всякой вины арестовывают, высылают и даже расстреливают. Но мы считаем, что власть эту Господь послал людям за грехи… апостолом Павлом сказано, что всякая власть от Бога, надо молиться, и Бог даст, что власть улучшится и советская власть будет относиться лучше к служителям Церкви».

13 ноября 1930 года следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «По ликвидации в 1925 году московского подворья Валаамского монастыря, группа монахов во главе с монахом-экономом… присвоив себе часть имущества и ценностей монастыря, организовали при Ржевской церкви нелегальный монастырь»; монахи «распускали провокационные слухи о гонении со стороны советской власти на религию, о предстоящем свержении  советской власти, доказывая, что власть эта от антихриста и что надо усиленно молиться о скорейшем ее падении».

23 ноября 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила монаха Тавриона к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Вологодскую область. По окончании ссылки он остался жить в Вологодской области, и в 1937 году архиепископ Велико-Устюжский Питирим пригласил его приехать в Великий Устюг, и он поселился в сторожке при храме Иоанна Предтечи.

Тем временем храмы один за другим закрывались, священники арестовывались; бывало, что храм и не был официально властями закрыт, но уже не было священника и, соответственно, не было и богослужения. Жившие рядом с одним из таких храмов монахини стали упрашивать монаха Тавриона, чтобы он похлопотал за их храм и сам пошел бы в этот храм священником. Он согласился и поехал хлопотать об этом в Москву и в Архангельск, так как в Великом Устюге архиерея уже не было. В Москве он встретился с митрополитом Сергием (Страгородским). Все его хлопоты окончились, однако, ничем, и он возвратился в Великий Устюг. В это время стали арестовывать всех еще остававшихся на свободе священников и монахов и наиболее активных мирян.

3 декабря 1937 года монах Таврион был арестован и в тот же день допрошен.

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания об этом! – потребовал от него следователь.

– Такой деятельности я не вел, поэтому показаний дать не могу.

На этом допросы были закончены, и монах Таврион был препровожден в вологодскую тюрьму. 10 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 12 марта 1939 года он был отправлен в тюрьму в город Грязовец, а 4 апреля того же года в Новоезерскую исправительно-трудовую колонию, располагавшуюся в зданиях разоренного Новоезерского монастыря.

Монах Таврион (Толоконцев) скончался в Новоезерской исправительно-трудовой колонии 7 июня 1939 года и был погребен в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях