Праздники и приметы
Великорецкий образ Николая Чудотворца 6 июня 2024 года: история обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца, чудеса
- Иван Синевский
- Тема: Православие Праздники
В древности сохранялась легенда о появлении чудотворного Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца, которую тщательно хранило Церковное предание. Начало старинной традиции крестного хода было связано с тем, как житель деревни Крутицы по имени Семен Агалаков случайно обнаружил икону на берегу реки Великой. Однажды он увидел странный свет в лесу, напоминающий множество горящих свечей, но от страха не осмелился подойти к месту. Возвращаясь домой, он снова увидел это свечение и с почувствовал непреодолимое желание приблизиться к источнику света. Проникая сквозь лесную чащу, он обнаружил образ святителя Николая у небольшого источника, но свет внезапно исчез.
История церковного праздника
В течение семнадцати веков святитель Николай остается объектом глубокого почитания в христианском мире. Даже после многих веков с того момента, когда он отошел к Господу, народная любовь к нему не иссякает, и слава его не угасает. Церкви по всему миру посвящены святителю, а иконы с его изображением написаны великое множество, в том числе и особо почитаемые чудотворные образы. Как яркие звезды на небесном своде, эти святыни сияют, указывая верующим путь к спасению сквозь взволнованное море повседневных испытаний. Одной из наиболее ярких и сияющих звезд в этом великом созвездии является чудотворный Великорецкий образ святителя Николая.
Когда первое чудо от Великорецкой иконы произошло в деревне, крестьянин, не могший ходить, исцелился после приложения к чудотворному образу святителя Николая Чудотворца. Слухи о чудесах, совершаемых иконой, распространились среди местных жителей, и они стали стремиться посетить это святое место, чтобы выразить благодарность Богу за дарованную им святыню. Так началось почитание места, где явилась икона. На берегу реки Великой была возведена деревянная часовня, ставшая местом паломничества для жителей окрестных деревень и сел. Источник, возникший у сосны, где произошло чудо, стал местом исцеления и утешения для нуждающихся. Слава о чудесах Великорецкой иконы скоро достигла столицы Вятского края – города Хлынова. По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария, в 1555 году, икона отправилась в путешествие в Москву. По пути от иконы исцелялись больные, и происходили многочисленные чудеса, что привлекло внимание многих. Прибыв в Москву в праздник Петра и Павла, икона была встречена с большим почтением и проводами по всему городу, что подчеркнуло важность этого события. Великорецкий чудотворный образ был торжественно внесен в Успенский собор, где произошли чудеса, укрепляющие веру в святителя Николая.
В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа н.с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители, митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.
Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду.
После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде.
Чудеса от Великорецкого образа Николая Чудотворца
С 1551 по 1614 год было зафиксировано 201 случай чудесного исцеления, связанных с Великорецкой иконой святого Николая Чудотворца.
Например, в 1616 году во время соборного молебна во время Великого поста присутствовал крестьянин Пахомей Андреев, молящийся о исцелении своей слепоты у святого Николая. После молитвы Пахомей вернулся домой уже видящим, восхваляя Бога и святого Николая.
В 1617 году еще один мужчина рассказал церковной общине, что он был слеп в течение пяти дней, пока не пообещал святому Николаю помолиться в Его храме. В этот момент Феодор Савин внезапно восстановил зрение.
Также было известно, что те, кто давал обещание святому Николаю за исцеление, но не выполняли его, подвергались наказаниям. Каждый православный христианин понимает, что несоблюдение обещания, данного Богу и Его святым, может привлечь на себя тяжелые испытания.