Ахмадинежад стал первым иранским президентом, посетившим Египет после Исламской революции 1979 года. Но этот визит высветил также глубокие богословские и геополитические различия.
В каирском аэропорту Ахмадинежада встречали со всеми почестями. Широко улыбающийся гость расцеловался с Мурси и пожал руки высокопоставленным лицам.
Однако позже лидер шиитского государства выслушал немало упреков, встретившись с главой центра исламской учености старинного университета Аль-Азхар в Каире.
Шейх Ахмад аль-Тайиб призвал Иран воздержаться от вмешательства во внутренние дела арабских стран Персидского залива и признать Бахрейн в качестве «братской арабской нации», осудив расширение шиитского влияния в суннитских странах, говорится в официальном заявлении Аль-Азхара.
По словам представителя университетского руководства Хасана аль-Шафаи, встреча превратилась в выяснение теологический разногласий.
«Произошло некоторое недопонимание по определенным вопросам, которое может оказать влияние на культурный, политический и социальный климат обеих стран», — цитирует Шафаи «Рейтер».
«Вопросы были такие, что великий шейх увидел, что встреча не служит желаемой цели».
Тем не менее, на пресс-конференции перед саммитом Ахмадинежад выразил надежду, что его поездка станет «новой точкой отсчета в отношениях между нами».
Действительно, подобный визит был просто немыслим во времена 30-летнего правления Хосни Мубарака, поддерживаемого военными диктатора, который всеми силами сохранял мирный договор Египта с Израилем и углублял связи между Каиром и Западом.
Ахмадинежад намерен посетить Газу
«Политическая география региона изменится, если Иран и Египет займут единую позицию по палестинскому вопросу», — сказал Ахмадинежад накануне поездки в интервью бейрутскому телеканалу Al Mayadeen.
Он заявил, что хочет побывать в граничащем с Египтом на востоке секторе Газа. «Если разрешат, я поехал бы в Газу, чтобы посетить этот народ», — сказал Ахмадинежад.
Западные аналитики выражают сомнения, что исторические перемены в Египте приведут к полному восстановлению дипломатических отношений между этими государствами, прерванных после заключения мирного договора Египта с Израилем в 1979 году.
Уже в аэропорту лидеры двух стран обсудили пути улучшения отношений и урегулирования сирийского кризиса, «не прибегая к военной интервенции», сообщают египетские государственные СМИ.
Египет и другие арабские страны обеспокоены оказываемой Ираном поддержкой сирийского президента Башара Асада, который пытается подавить народное восстание против своего режима.
Египетский министр иностранных дел Мухаммад Камель Амр поспешил успокоить союзников из Персидского залива, оказывающих значительную финансовую поддержку Каиру и с глубоким подозрением относящихся к Ирану, что Египет не предпримет никаких сулящих им угрозу шагов.
«Безопасность государств Персидского залива — это безопасность Египта», — цитирует его официальное информационное агентство MENA.
Президент Мурси вынужден также сохранять отношения с Соединенными Штатами, ежегодно выделяющими 1,3 млрд. долларов «помощи» египетским военным.
«Восстановление полноценных отношений с Ираном в данный период затруднительно, несмотря на потепление, из-за многих проблем, включая сирийский кризис и связи Каира с государствами Персидского залива, Израилем и Соединенными Штатами», — поделился соображениями с «Рейтер» один бывший египетский дипломат.
Тем не менее глава МИД Ирана Али Акбар Салехи выразил надежду, что связи с Египтом будут отныне только крепнуть.
«Мы постепенно улучшаемся. Нужно проявлять немного терпения. Я очень надеюсь на расширение двусторонних отношений», — сказал он. На вопрос журналиста, где возможно укрепление связей, Салехи ответил: «В торговле и экономике».