Закрыть

Праздники и приметы

5 июня отмечается память икон Божией Матери Кипрская и Тупичевская

 
5 июня отмечается память икон Божией Матери Кипрская и Тупичевская itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

В понедельник, 5 июня 2023 года, Русская православная церковь почитает иконы Божией Матери, именуемые Тупичевская и Кипрская. С древних времен христиане почитают святые образы спасителя, Божией Матери и Угодников Божиих.

Икона Божией Матери, именуемая Тупичевская

Тупичевская икона Божией Матери находилась в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии, близ города Мстиславля. Иногда эта икона называлась еще «Семигородною». Празднование ей, кроме 15-го августа, совершается еще в день Сошествия Святого Духа. В 1847 году были установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богоматери.

Первый из них совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт. Николая. Второй – из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи. Наконец, третий крестный ход совершался из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона обратно переносилась в Тупичевский монастырь.

икона

Тупичевская икона Божией Матери находится в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии, близ города Мстиславля. Иногда эта икона называется еще «Семигородною». Празднование ей, кроме 15-го августа, совершается еще в день Сошествия Святого Духа. В 1847 году были установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богоматери. Первый из них совершается в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт. Николая.

Второй — из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания Пасхи. Наконец, третий крестный ход совершается из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона обратно переносится в Тупичевский монастырь.

Икона Божией Матери Тупичевская, «Седмигородная». В начале ХVII века близ города, в урочище Тупичевщина, чудесно явилась икона Божьей Матери.

Благочестивый православный помещик Константин Ипатьевич Мацкевич, владелец урочища, признав явление святыни как знак особой милости Божьей, и на месте обретения иконы поставил церковь во имя сошествия Святого Духа и задумал построить еще и монастырь.
Но кончина помешала ему довести начатое дело до конца. Уже находясь на смертном одре, он настойчиво просил жену Анну и сыновей завершить благочестивое начинание.

Однако у семьи денег на столь масштабный проект не хватало. Сыновья помещика обратились за помощью к своим двоюродным братьям Андрею и Матвею, знатным помещикам Стеткевичам, игумену оршанского Кутеинского монастыря и жителям Мстиславля.

При активном участии горожан в 1641 году и был построен Тупичевский монастырь. Обитель включала четыре церкви, жилые и хозяйственные постройки, а с ее колоколен по окрестностям разносился малиновый звон.

В годы Великой Отечественной войны монастырь был сожжён. Окончательно разрушен в конце 1950-х – начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода. В настоящее время на месте бывшего оплота Православия на юго-западных рубежах Российской империи сохранились лишь фрагменты кирпичной ограды.

Чудотворная икона Тупичевской Божьей Матери сейчас находится в кафедральном соборе святого Александра Невского в Мстиславле. Правда, это уже только список – оригинал утерян.
Тупичевская икона Божией Матери называется еще «Седмигородною». Празднование ей, кроме 15-го августа, совершается еще в день Сошествия Святого Духа.

В 1847 году были установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богородицы. Первый из них совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт. Николая. Второй – из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи. Наконец, третий крестный ход совершался из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона обратно переносилась в Тупичевский монастырь.

Героической страницей истории Мстиславля является история его Тупичевского монастыря. Достаточно сказать, что это был единственный в городе монастырь, который до конца, даже в самое тяжелое для него время сумел не поддаться религиозной экспансии, оставался в православии, сохраняя, при этом, исконные традиции обрядов, язык и культуру.

В начале XVII в. громадное влияние на молодежь города стал оказывать иезуитский коллегиум. Желая предотвратить стремительное падение влияния своих духовников, православное братство решило основать свой центр в городе — с училищем, монастырем, церковью и домом для нищих и убогих.

В.Г.Краснянский сообщает: «Константину Ипатьевичу Москевичу (отцу) принадлежало урочище Тупичевщина около Мстиславля. Там он вначале построил бесприходную церковь во имя Сошествия Св.Духа. Здесь же он решил построить монастырь. Затем сыновья описали некоторые земли, имущество и церковь Тупичевщины созданному здесь монастырю. Таким образом, монастырь оказался огражденным частной землей, куда не простиралась королевская власть».

Созданию и развитию деятельности этого монастыря содействовал также местный подкормий Богдан Стеткевич. Во всем Мстиславском воеводстве православные монастыри насильно отнимались в унию — лишь Тупичевский упрямо продолжал оставаться в православии.

Многократно с толпой единоверной шляхты, чтобы запугать упрямцев, студенты-иезуиты «вторгались в обитель, бросали зажженные факелы»…

Урочище Тупичевщина представляет собой клин земли, возвышение, отрезанное от города с двух сторон глубокими оврагами ледникового происхождения. У подножия его простирается обширная, раскинувшаяся на несколько километров, пойма реки Вихры. Крутогорье служило монастырю надежным щитом обороны.

Со стороны города свою обетованную землю монахи обнесли саженной высоты стеной из кирпича. Толщина стены достигала метра. В том месте, где стену разрывали две высокие шестигранные башни, находились въездные деревянные ворота. По-видимому, царь Петр въехал именно в эти ворота, когда в 1708 г. прибыл в город, чтобы отслужить в Тупичевском монастыре молебен перед битвой со шведами на реке Черная Натопа. Впрочем, существовал и другой въезд — хозяйственный. В том месте и теперь в остатках стены торчат железные петли, давая представление о размерах некогда сидевших на них ворот.

Кроме твердости характера людей, ратовавших за чистоту своей веры, кроме красивого берегового возвышения и мощной оборонительной стены Тупичевский монастырь славился своими храмами и в особенности самым первым — деревянным храмом во имя Сошествия Святого Духа, передает w. Воистину это была сокровищница белорусского искусства.

К постройке храма приступили в 1641 г., в период самых гонений православия. Откуда только все бралось: деньги, строительные материалы, украшения для интерьера. Люди приходили и работали бесплатно, «чтобы послужить вере истинной и Богу единому». В начале XX века храм еще был цел.

Владимир Гаврилович Краснянский бывал в нем и сообщает, что там сохранилось много «древних икон и священных предметов, пожертвований монастырю патриархами и парями». «Но особенно выдающеюся достопримечательностью храма, — пишет он, — является его стенная живопись; стены обиты холстом, и по холсту красками изображены события ветхозаветной и новозаветной истории.

Живопись высокого качества, но дышит наивным глубоким религиозным чувством». А вот названия некоторых из тех рисунков: «Сотворение мира». «Изгнание из рая», «Ноев ковчег»… Средневековый художник остался безымянным. Какова судьба тех рисунков? Какова судьба того замечательного храма? Куда девались остальные каменные храмы Тупичевского монастыря: Пресвятой Богородицы (1771), Во имя Успения Богоматери (1895)?.. То, что сделали здесь в двадцатых годах прошлого столетия, можно назвать «началом варварства». Позднее, в шестидесятые годы, городские власти учинили настоящий погром старине — подняли руку на свой золотой запас, на то, что было связано с героикой и талантом мстиславцев…

Не каждый монастырь мог гордиться таким красивым месторасположением. С Тупичевского возвышения как на ладони просматривались луга, дороги, река — целый мир. Здешние монахи именовали себя «приближенцами неба», «избранниками Божьими», «жителями рая». В сущности, это были наивные романтики, фантазеры. Жизнь, как будто, опровергала их взгляды. Тем не менее, они упрямо держались своего, до конца.

Теперь горько подумать, что вместе с ними жизнь скосила какую-то хрупкую, но необходимую для всех нас ветвь, ветвь чистого духа, наивного устремления к красоте, святости. Тупичевский монастырь принадлежал не только монахам и жителям города, он принадлежал Вселенной. Он был необходим будущему и являлся ступенькой в него. Поэтому во сто крат сильнее о потерях на Тупичевщине будут сожалеть наши дети и внуки.

Не толстые стены обители сдерживали полтора столетия наскоки иноверцев, а настоящая, преданная любовь к истокам своей духовности. Преданность вере, традициям, старине закаляла характер и множила разум. (из сайта могилёвского обл. комитета)

Икона Божией Матери, именуемая Кипрская

Существует несколько разнящихся между собой икон Божией Матери с названием Кипрская. На одной из них изображена Пресвятая Богородица, восседающая с Богомладенцем на руках на троне. Богородицу окружают Ангелы с пальмовыми ветвями в руках, внизу припадающие преподобные Пелагия и Мария

Образ явился в 392 году на острове Кипр в городе Ларнака на месте погребения праведного Лазаря и с тех пор хранится в монастыре Ставруни, устроенном на месте обретения. Затем для иконы была построена церковь Пресвятой Богородицы – церковь Панагии Ангелоктисты.

Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мёртвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась мозаичная копия чудотворного образа.

Существует несколько изводов Кипрской иконы Пресвятой Богородицы, разнящихся между собой. На одном из распространённых образов отсутствует трон, на котором восседает Богородица, а на полях изображены святые Онуфрий Великий и Пётр Афонский. На другом – Богомладенец держит в руках скипетр.

 

В России известны разные списки (копии) Кипрской иконы Божией Матери, прославившиеся чудотворениями. Особенно почитался образ, находящийся в селе Стромынь – СТРОМЫНСКАЯ икона Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Кипрская» молятся об исцелении неизлечимых болезней и тяжких телесных недугов, об исцелении страждущих параличом и расслабленных, об избавлении от эпидемии и чумы, от моровых поветрий и холеры.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Кипрская»

Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надеждо и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище! Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы и словесы и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша. Но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне грешнем и блуднем, и приими мое еже от скверных устен приносимое Тебе моление; и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзит и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко милостивая и милосердая и благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя, и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темная зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи, в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неичреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи; юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях