Праздники и приметы
5 июня отмечается память икон Божией Матери Кипрская и Тупичевская
- Иван Синевский
- Тема: Православие Праздники
В среду, 5 июня 2024 года, Русская православная церковь отмечает почитание икон Божией Матери, известных как Тупичевская и Кипрская. Согласно древней традиции, христиане с давних времен придавали великое значение святым образам, включая иконы Спасителя, Божией Матери и других святых, которые считаются заступниками перед Богом. Почитание икон является важной частью духовной практики верующих, помогая им обрести утешение, вдохновение и защиту благодаря связи с небесными заступниками. В этот день верующие собираются в церквях для молитвы, поклонения и памяти о святых образах, которые напоминают им о Божьей милости и любви к человечеству.
Икона Божией Матери, именуемая Тупичевская
Икона Божией Матери Тупичевская, также известная как «Семигородная», была поклоняема в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии, недалеко от города Мстиславля. Ежегодно празднование этой иконы проводилось не только 15 августа, но и в день Сошествия Святого Духа. В 1847 году были установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богоматери.
Первый крестный ход от Тупичевской иконы проводился в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника святого Николая. Второй маршрут вел из Никольского монастыря в Мозоловский в день Пасхи. Наконец, третий крестный ход проходил из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, откуда 14 августа икона возвращалась в Тупичевский монастырь.
Икона Божией Матери Тупичевская, или «Семигородная», была обретена в начале XVII века в урочище Тупичевщина чудом недалеко от города. Помещик Константин Ипатьевич Мацкевич поставил церковь и задумал построить монастырь на месте явления святыни, но умер, не успев завершить проект. Его семья обратилась за помощью к родственникам, а также к местным жителям, и в 1641 году Тупичевский монастырь был построен.
В годы Великой Отечественной войны монастырь был сожжен и окончательно разрушен в конце 1950-х – начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода. В настоящее время лишь фрагменты кирпичной ограды напоминают о бывшем монастыре, который когда-то был важным местом поклонения и паломничества.
Чудотворная икона Тупичевской Божьей Матери сейчас находится в кафедральном соборе святого Александра Невского в Мстиславле. Правда, это уже только список – оригинал утерян.
Тупичевская икона Божией Матери называется еще «Седмигородною». Празднование ей, кроме 15-го августа, совершается еще в день Сошествия Святого Духа.
В 1847 году были установлены три крестных хода с Тупичевской иконой Богородицы. Первый из них совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника свт. Николая. Второй – из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи. Наконец, третий крестный ход совершался из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой 14 августа икона обратно переносилась в Тупичевский монастырь.
Героической страницей истории Мстиславля является история его Тупичевского монастыря. Достаточно сказать, что это был единственный в городе монастырь, который до конца, даже в самое тяжелое для него время сумел не поддаться религиозной экспансии, оставался в православии, сохраняя, при этом, исконные традиции обрядов, язык и культуру.
В начале XVII в. громадное влияние на молодежь города стал оказывать иезуитский коллегиум. Желая предотвратить стремительное падение влияния своих духовников, православное братство решило основать свой центр в городе — с училищем, монастырем, церковью и домом для нищих и убогих.
В.Г.Краснянский сообщает: «Константину Ипатьевичу Москевичу (отцу) принадлежало урочище Тупичевщина около Мстиславля. Там он вначале построил бесприходную церковь во имя Сошествия Св.Духа. Здесь же он решил построить монастырь. Затем сыновья описали некоторые земли, имущество и церковь Тупичевщины созданному здесь монастырю. Таким образом, монастырь оказался огражденным частной землей, куда не простиралась королевская власть».
Созданию и развитию деятельности этого монастыря содействовал также местный подкормий Богдан Стеткевич. Во всем Мстиславском воеводстве православные монастыри насильно отнимались в унию — лишь Тупичевский упрямо продолжал оставаться в православии.
Многократно с толпой единоверной шляхты, чтобы запугать упрямцев, студенты-иезуиты «вторгались в обитель, бросали зажженные факелы»…
Урочище Тупичевщина представляет собой клин земли, возвышение, отрезанное от города с двух сторон глубокими оврагами ледникового происхождения. У подножия его простирается обширная, раскинувшаяся на несколько километров, пойма реки Вихры. Крутогорье служило монастырю надежным щитом обороны.
Со стороны города свою обетованную землю монахи обнесли саженной высоты стеной из кирпича. Толщина стены достигала метра. В том месте, где стену разрывали две высокие шестигранные башни, находились въездные деревянные ворота. По-видимому, царь Петр въехал именно в эти ворота, когда в 1708 г. прибыл в город, чтобы отслужить в Тупичевском монастыре молебен перед битвой со шведами на реке Черная Натопа. Впрочем, существовал и другой въезд — хозяйственный. В том месте и теперь в остатках стены торчат железные петли, давая представление о размерах некогда сидевших на них ворот.
Кроме твердости характера людей, ратовавших за чистоту своей веры, кроме красивого берегового возвышения и мощной оборонительной стены Тупичевский монастырь славился своими храмами и в особенности самым первым — деревянным храмом во имя Сошествия Святого Духа, передает w. Воистину это была сокровищница белорусского искусства.
К постройке храма приступили в 1641 г., в период самых гонений православия. Откуда только все бралось: деньги, строительные материалы, украшения для интерьера. Люди приходили и работали бесплатно, «чтобы послужить вере истинной и Богу единому». В начале XX века храм еще был цел.
Владимир Гаврилович Краснянский бывал в нем и сообщает, что там сохранилось много «древних икон и священных предметов, пожертвований монастырю патриархами и парями». «Но особенно выдающеюся достопримечательностью храма, — пишет он, — является его стенная живопись; стены обиты холстом, и по холсту красками изображены события ветхозаветной и новозаветной истории.
Живопись высокого качества, но дышит наивным глубоким религиозным чувством». А вот названия некоторых из тех рисунков: «Сотворение мира». «Изгнание из рая», «Ноев ковчег»… Средневековый художник остался безымянным. Какова судьба тех рисунков? Какова судьба того замечательного храма? Куда девались остальные каменные храмы Тупичевского монастыря: Пресвятой Богородицы (1771), Во имя Успения Богоматери (1895)?.. То, что сделали здесь в двадцатых годах прошлого столетия, можно назвать «началом варварства». Позднее, в шестидесятые годы, городские власти учинили настоящий погром старине — подняли руку на свой золотой запас, на то, что было связано с героикой и талантом мстиславцев…
Не каждый монастырь мог гордиться таким красивым месторасположением. С Тупичевского возвышения как на ладони просматривались луга, дороги, река — целый мир. Здешние монахи именовали себя «приближенцами неба», «избранниками Божьими», «жителями рая». В сущности, это были наивные романтики, фантазеры. Жизнь, как будто, опровергала их взгляды. Тем не менее, они упрямо держались своего, до конца.
Теперь горько подумать, что вместе с ними жизнь скосила какую-то хрупкую, но необходимую для всех нас ветвь, ветвь чистого духа, наивного устремления к красоте, святости. Тупичевский монастырь принадлежал не только монахам и жителям города, он принадлежал Вселенной. Он был необходим будущему и являлся ступенькой в него. Поэтому во сто крат сильнее о потерях на Тупичевщине будут сожалеть наши дети и внуки.
Не толстые стены обители сдерживали полтора столетия наскоки иноверцев, а настоящая, преданная любовь к истокам своей духовности. Преданность вере, традициям, старине закаляла характер и множила разум. (из сайта могилёвского обл. комитета)
Икона Божией Матери, именуемая Кипрская
Икона Божией Матери под названием «Кипрская» является одним из важных и почитаемых образов в православной традиции. Существует несколько вариантов этой иконы, но один из них изображает Пресвятую Богородицу, сидящую на троне с младенцем Иисусом на руках. Вокруг нее изображены ангелы с пальмовыми ветвями, а у ее ног припадают преподобные Пелагия и Мария.
Икона «Кипрская» была явлена в 392 году на острове Кипр в городе Ларнака на месте погребения праведного Лазаря. С тех пор она хранится в монастыре Ставруни, который был построен именно на этом месте. Для иконы была возведена церковь Пресвятой Богородицы, известная как церковь Панагии Ангелоктисты.
Изначально икона была установлена на воротах церкви. Легенда рассказывает о том, как аравитянин случайно попал стрелой в колено Пресвятой Богородицы, после чего из раны потекла кровь, окрасившая землю. Аравитянин, испугавшись произошедшего, скончался на пути домой. Позже икона была утеряна, но мозаичная копия чудотворного образа сохранилась в храме.
Пред иконой «Кипрской» молятся за исцеление неизлечимых болезней, от тяжелых недугов, за избавление от болезней и эпидемий. Этот образ особенно почитается при просьбах об исцелении страдающих параличом и расслабленных, а также защиты от болезней и чумы.
Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Кипрская»
Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надеждо и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище! Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы и словесы и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша. Но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне грешнем и блуднем, и приими мое еже от скверных устен приносимое Тебе моление; и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзит и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко милостивая и милосердая и благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя, и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темная зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи, в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неичреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи; юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.