Закрыть

Праздники и приметы

4 июня почитается память святых отцов ІІ Вселенского Собора

 
4 июня почитается память святых отцов ІІ Вселенского Собора itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Память святых отцов ІІ Вселенского Собора отмечается 4-го июня. Этот собор, проходивший в Константинополе в 553 году, был созван императором Юстинианом I и считается одним из наиболее значимых в истории Христианства. На соборе было принято 16 канонов, которые вошли в Кодекс канонов Восточных Церквей. Они касались различных вопросов веры и практики Церкви, в том числе уточняли понимание Троицы и Иисуса Христа как Бога и человека одновременно.

Что важно знать о празднике

Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году и завершил победу Православия, одержанную в 325 году на Первом Вселенском Соборе.

В трудные годы, протекшие после принятия Никейского Символа веры, арианская ересь дала новые побеги. Македоний, под видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси Отца и Сына, стал употреблять слово «подобосущен» по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасна еще и тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами, употреблявшими термин «подобен Отцу». Кроме этого, македониане — полуариане, склонявшиеся в зависимости от обстановки и выгоды то к Православию, то к арианству, хулили и Святого Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом и Сыном. Второй еретик — Аеций ввел понятие «иносущен» и говорил, что Отец имеет совершенно другое существо, чем Сын. Его ученик Евномий учил о иерархической подчиненности Сына Отцу и Святого Духа Сыну. Всех, кто приходил к нему, он перекрещивал в «смерть Христа», отвергая Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа, заповеданное Самим Спасителем.

Второй Вселенский Собор, история

Третья ересь родилась из учения Валента и Урсакия на Аримонском Соборе. Они пытались обмануть православных епископов, провозгласив, что Сын Божий от Бога и подобен Богу Отцу, а не есть творение, как учат ариане. Но под тем предлогом, что слово «существо» не находится в Священном Писании, еретики предлагали не употреблять термин «единосущный», по отношению Сына к Отцу. Кроме этих трех основных ересей, было много и других лжеучений. Еретик Аполлинарий говорил: «Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжении трех дней».

Второй Вселенский Собор

Для обличения ересиархов, святой царь Феодосий Великий (379 — 395) созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение святых отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полу-ариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.

В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11,и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.

Второй Вселенский Собор кроме того установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.

Святитель Григорий Богослов (память 25 и 30 января) на Соборе дал в своем слове следующее изложение Православной веры: «Безначальное Начало и Сущее с Началом — Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть: оно есть положение, а не отрицание существующего. И Начало, тем, что оно начало не отделяется от Безначального, ибо для Него быть началом не составляет естества, как и для первого быть безначальным; потому что это только относится к естеству, а не есть самое естество. И Сущее с Безначальным и с Началом есть не иное что, как то же, что и Они. Имя Безначальному — Отец, Началу — Сын, Сущему вместе с Началом — Дух Святый; а естество в Трех единое — Бог. Единение же — Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».

В те времена, когда сто пятьдесят епископов съехались на Собор в столицу будущей Восточной Римской империи, Православная Церковь переживала пору своего становления. В разных частях христианского мира возникали многочисленные отклонения от евангельского вероучения, чреватые не только распространением заблуждений, но и нарушением церковного единства. Для того, чтобы защитить Церковь — земное Тело Христово — от возможных расколов и предотвратить искажение смысла евангельской проповеди, пастырям Церкви еще предстояло определить ясные, доступные всем членам Церкви, от ученых мужей до простых людей, догматические основы христианства.

Самым важным вопросом был вопрос о сущности Бога и о том, как правильно понимать единство Лиц Пресвятой Троицы. С приходом в мир Иисуса Христа Бог, прежде являвший Себя еврейскому народу через древних пророков, то есть избирательно, и, во многом таинственно, более полно раскрыл Свое существо, сообщает w. Возможно, в наши дни необыкновенное воодушевление богословов IV века может показаться удивительным, но для отцов Церкви споры о том, как и во что верить, были равносильны исполнению воли Бога, благоволившего явить Себя людям. Здесь не могло быть праздным ни одно слово; для епископов, собравшихся в Константинополе, утверждение общих для всех христиан оснований учения о Боге было делом жизни.

Это был уже Второй Собор в истории Церкви, созванный через пятьдесят с лишним лет после Первого, участниками которого были великие святые — Святитель Николай из Мир Ликийских, Спиридон Тримифунтский и Афанасий Великий. По представительству он был равен предыдущему — на нем присутствовали почитаемые всей Церковью Святители Григорий Богослов, брат Святителя Василия Великого — Григорий Нисский и Кирилл Иерусалимский. Особенностью же этого Собора было то, что он получил признание как Вселенский не по составу участников — он охватывал Восточную часть Церкви — но в силу исключительной значимости принятых на нем решений. Что же заставило восточных богословов собраться спустя полвека после победы Православия на первом Вселенском Соборе?

Поводом для беспокойства на этот раз послужило то, что осужденное на предыдущем Соборе арианство — ложное учение о том, что Иисус Христос являлся не Сыном Божиим, рожденным до начала мира, а человеком, сотворенным Богом, подобно всем остальным — послужило почвой для производных и сходных с ним лжеучений: евномиан и аномеев, евдоксиан и пневматомахов. Собор рассмотрел и другие еретические учения — савеллиан, маркеллиан, фотиниан и аполлинариан. Примерно в одном направлении развивались взгляды первых четырех течений, противопоставлявших Бога Отца двум другим лицам Святой Троицы. Евномиане — последователи епископа Кизикского Евномия (около360 г.), учили, что «Святой Дух не есть Бог. Он сотворен по воле Отца через Сына», тем самым умаляя значение Третьей ипостаси Бога.

Аномеи или евномиане отрицали единосущие лиц Святой Троицы, утверждая, что Бог Сын и Бог Дух Святой ни в чем не подобны Богу Отцу. Наиболее близкие к арианам евдоксиане, последователи Евдоксия (первая половина IV века), бывшого епископом Германикийским, затем Антиохийским и, наконец, Константинопольским, утверждали, что Бог Сын даже не подобен Отцу. Полуариане или духоборцы (пневматомахи) — последователи Македония, епископа Константинопольского (355—359 гг.), проповедовали, что Дух Святой ниже Отца и Сына, что Он сотворен и подобен ангелам.

Контраст этим ответвлениям арианства составляло учение епископа Пентапольского Савелия, провозгласившего, будто не существует ипостасной разницы между Отцом и Сыном и Святым Духом, и Они составляют одно Лицо. Не меньшую опасность представляли сторонники епископа Анкирского Маркелла (вторая половина IV века), отрицавшие вечное бытие Бога Сына и учившие, что с наступлением конца мира придет конец Царства Христова и самого Его бытия. В ереси ученика Маркелла, Фотина, епископа Сремского, основным было положение о том, что Иисус Христос был всего лишь человеком, в котором с особой полнотой обитало Божество, но Он не вечен. И, наконец, учение Аполлинария Лаодикийского представляло собой первую христологическую ересь той эпохи, дававшую неправославное истолкование вопроса о соединении Божественной и человеческой природы во Христе. Признавая в Нем Божественный Дух, аполлинариане отрицали действие в Нем человеческой воли, отвергая таким образом Божественную и человеческую природу Спасителя, Его Богочеловечество.

Успех в борьбе с ересями оказался связан с разрешением канонической проблемы. Император Феодосий Великий, созывая епископов Восточной части Римской империи, надеялся отстоять первосвятительские полномочия Григория Богослова, перешедшего в столицу из кесарийского г. Сасимы в период арианских смут и фактически возродившего Православие в Константинополе. В те годы епископскую кафедру у святителя Григория оспаривал Максим Киник. Благодаря соборному подтверждению прав Григория Богослова, был решительно поднят и вопрос об осуждении всех форм арианства.

Фактически Собор полностью ниспроверг арианство, и хотя политически оно еще представляло собой проблему на Западе, где варвары-ариане создали свои королевства, богословская победа над этой ересью была полной. Это и послужило основной причиной того, что Константинопольский Собор381 г. был признан Вселенским.

Богословским итогом Собора явилось дополнение православного Символа Веры новыми членами — положением о Святом Духе, исходящем от Бога-Отца и нераздельным в Троическом единстве, и о единстве Самой апостольской Церкви, предполагающем соборность, единодушие и отвергающем дух разделения в учении и в устройстве церковного здания.

Во избежание новых отклонений от проповеди Нового Завета, в Символ Веры были внесены и данные человечеству Богом обетования о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никео-Цареградский Символ веры, который служит руководством для Православной Церкви во все времена.

Среди принятых Собором 4 канонических правил особенное значение имело утверждение за Константинопольской кафедрой второго по чести места в Церкви после Римской. Чем это было вызвано? До времени Второго Вселенского Собора на Востоке первой кафедрой считалась Александрийская, поэтому порядок в древней Церкви, в котором кафедры перечислялись и оказывалась им честь, был таков: Рим, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Но в связи с тем, что Константинополь стал местопребыванием императора и столицей, вырос и авторитет Константинопольского архиепископа. Это правило Второго Вселенского Собора не было признано римскими папами. Папа Дамас I в Риме принял Символ Веры, но не канон о старшинстве Константинополя после Рима. Тем самым было положено начало церковно-правовой полемике, а фактически — великому разделению церковного Востока и Запада.

То, что богословская победа над арианством была одержана именно в восточной части православного мира, имело большое значение для дальнейшей истории христианства. Несколько столетий спустя, на юге Европы, в Испании и во Франции, в противовес напоминавшему о себе арианству, которое умаляло божественную природу Спасителя, к апостольскому Символу Веры будет приложено новое положение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Сына. Желание испанских и французских докторов богословия подчеркнуть единство Сына и Отца обернется неточным истолкованием Евангелия, содержащего прямые указания на то, что Господь Дух Святой сходил от Отца к Сыну в подобии голубя при крещении Его в Иордане, и был послан к ученикам Спасителя по его ходатайству перед Богом Отцом как Утешитель до времени второго пришествия Христа. На Востоке же более полное, явное торжество Православия над арианством в последующем защитило Церковь от невольного искажения догматических основ христианской веры.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях