В принципе, о «смотреть хорошо» и «смотреть плохо» прозорливо написал Владимир Ленин в своей работе «Партийная организация и партийная литература». Даже объективный взгляд, объяснил вождь, не лишен политических пристрастий. И с классовых позиций это правильно.
Кстати, образ Владимира Ильича тоже резко изменился, «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». Еще вчера его лицо олицетворяло гуманизм и человечность. Сегодня сидящий в коляске маленький злой человечек представляется эдаким вампиром. А последний царь всея Руси уже не выглядит на иллюстрациях ничтожным Николашкой, а полон благородства и чести. И ни слова о «тюрьме народов» и «кровавом воскресенье» (речь не о Болотной, понятно).
С нехорошо открытыми глазами…
Те, кто застал классовые объективы, помнят, как по телевизору показывали церковные сюжеты — попа с кадилом, бегающего, как черт от ладана, показывали так смешно и нелепо, что зритель безудержно хохотал над средневековой дикостью обрядов. От целования креста передергивало – экая антисанитария!
Но посмотрите сегодня телерепортажи с церковных мероприятий. Сколько в них одухотворенности, красоты, величия и восхищенных глаз простых людей. А ведь церковь с той поры ничуть не изменилась, разбогатела разве что. Да и обряды те же. Но взгляд объектива (!) – другой.
Вот что значит, когда телеобъектив «якши кураман».
Но когда показывают кадры, допустим, о Курбан-байраме, то камера невольно (?) выхватывает самые нелепые позы молящихся (вид сзади — действительно смешон), лужи, грязь. Все это выглядит весьма неприятно, а иногда даже пугающе. Достаточно всего лишь раз показать эти кадры, напомнить о баранах, зарезанных на улицах Москвы, и впечатлений о средневековой дикости хватает на год.
Вот что значит «ямон кураман», то есть — я на тебя плохо смотрю. И тогда цвет лица от образа «кровь с молоком» становится угнетающего оттенка «молока с кровью». А ведь те же краски, и тот же Бог, и та же благодать веры. Но вот так…
Политические взгляды объектива
Когда я писал этот материал, в газете «Аргументы недели» появилась любопытная заметка «Испытание голубым экраном», в которой анализировались изменения телевизионных «взглядов» в сюжетах о Путине и Медведеве. Издание выдвинуло интересную версию. Цитирую:
«Говорят, что каналам Центрального телевидения даны соответствующие указания. Показ мероприятий с участием г-на Медведева рекомендовано уменьшить. Особенно это касается его поездок в регионы страны. Если никак нельзя обойтись без телесюжета с участием премьера, то следует делать упор на кадрах с не самой удачной мимикой. А также с неудачными высказываниями. Особо следует акцентировать внимание на показе заседаний правительства и совещаний его членов, проводимых Медведевым по непопулярным у населения вопросам».
То есть, если верить газете (и своим внутренним ощущениям), премьер уже попал в формат «ямон кураман». Объектив стал смотреть на него – плохо.
А вот президент, естественно, выглядит на экранах энергичным и мудрым руководителем. Он неустанно думает о народе, распекает правительство за ошибки, постоянно повышает пенсии….
А ведь ничего не произошло. Медведев в Белом доме и в Кремле — это один и тот же человек. Но, видимо, мавр сделал свое дело. И говорят, что великий Кудрин уже работает над составом нового правительства. Не зря ж показали в репортаже из Давоса, как он надевает наушники, когда Медведев начал выступать с речью. Чтобы лучше не слышать…
Осторожно: телененавидение
Когда экран начинает работать на подготовку смены кабинета, это одно. А когда ТВ противопоставляет храм и мечеть – совсем другое. Премьеры приходят и уходят, и растворяются в памяти. (Зубкова вспоминают только потому, что на его дочери был женат министр обороны Сердюков. И, бросив ее, ушел к госпоже Васильевой, обвинить которую в коррупции у власти никак язык не поворачивается).
А вот раскол в обществе на наших и чуждых нам — это рана, которая заживается с трудом. Это ведь от любви до ненависти один шаг, а обратно шагать и шагать.
Может, надо просто постараться хорошо смотреть друг на друга?
Акрам Муртазаев, писатель, лауреат премии «Золотое перо России»