Однако, им заявили, что вскрытие не делается только при условии, когда мусульманин зарегистрирован в главной мечети страны. Неважно также — гражданин он или беженец. Тот, кто не будет зарегистрирован при мечети, рискует, вне зависимости от того — естественной смертью или нет, он погиб — подвергнуться вскрытию.
Когда эта информация оказалась доступна, многие поспешили зарегистрироваться.
Однако как оказалось, это не так-то просто сделать людям, которые ждут ответа от миграционных властей, т.е. просителям убежища. Тем, кто еще не получил «позитив» — право быть беженцем на территории Финляндии.
Обратившись в мечеть г. Хельсинки, мусульмане смогли прояснить для себя ситуацию, в которой оказались. А ситуация такова: если человек умирает в соответствующих условиях (например, в больнице), и у него здоровые внутренние органы — они могут быть использованы для пересадки вне зависимости от мнения родных.
Если органы не подлежат пересадке — их сжигают, после чего само тело редко отдают родственникам. Тело также подлежит кремации.
Пока человек не имеет на руках документов, о том, что ему официально предоставлено убежище — он, в случае внезапной смерти, вероятнее всего подвергнется данной медицинской процедуре, не соответствующей исламским убеждениям.
В исламе почтительное отношение к мертвому мусульманину. Это подтверждается хадисом, который передал имам Абу Дауд со слов Айши: Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Сломать кость мертвому равнозначно тому, что сломать ее и живому».
Вскрытие допускается по шариату лишь в единичных случаях:
а) когда совершено преступление, и невозможно установить обстоятельства смерти без вскрытия тела.
б) распознание опасных болезней с целью их предупреждения, когда это можно осуществить только в результате вскрытия.
Поскольку многие российские беженцы ждут решения миграционной службы от одного года до нескольких лет, информация о подобном отношении к мертвым крайне неприятна.
На просьбу зарегистрировать мусульманина, который пока еще не имеет статуса беженца, при мечети в г. Хельсинки, имам ответил отказом. Он объяснил пришедшему, что не сможет этого сделать по местному закону: нужен специальный идентификационный номер. Этот номер выдается вместе с «позитивом».
Мусульмане в лагере беженцев, прокомментировали ситуацию так:
— Будем обращаться к адвокату! Объясним свои религиозные убеждения. Наши права нарушаются!
— Даже умереть нельзя без «позитива»!
— При осмотре врач как-то сказал, что мои органы они потом использовать не будут. Печень больная. Кажется, теперь я догадываюсь, к чему это было сказано…
Желательно, чтобы финские (и не только) власти пересмотрели эту ситуацию, принимая во внимание религиозные пожелания и семейные традиции каждого человека, попросившего убежище.
Ведь спасая свою жизнь, покидая родину в связи с неблагоприятными обстоятельствами, любой беженец имеет право в случае смерти быть похороненным по своим обычаям.
Каждый внезапно смертен.
И на все воля Всевышнего.