Закрыть

Праздники и приметы

Давид против Голиафа. Всегда

 

Израильские агенты слетелись в иорданский  международный аэропорт королевы Алии из Амстердама, Торонто и Парижа по подложным канадским паспортам.

«Израильские  угрозы начались еще летом того года, — рассказывает сам Халед Машаль в документальном фильме режиссера Ясира Абу Хиляли. – До этого   Израиль безуспешно пытался помешать палестинским операциям. Потом он принялся угрожать,   особенно лидерам ХАМАС за рубежом. Сейчас, задним числом, кажется совершенно ясным,  что замышляли израильтяне.  Но тогда мы чувствовали себя относительно в безопасности, поскольку Израиль никогда не осуществлял операции в Иордании».

Решение об убийстве Машаля было принято после серии взрывов в Иерусалиме и Тель-Авиве, от которых более 20 израильтян погибли и сотни получили ранения. Это был ответ ХАМАС на жестокое насилие Израиля в отношении палестинцев и их убийства.

«Эти операции сотрясают израильское общество и его руководство, — объясняло свою тактику сопротивление. – Если бы не это противодействие, Нетаньяху был бы спокоен. Но эти операции держат сионистское образование в состоянии постоянной тревоги и внутреннего конфликта. Это цена, которую должны платить оккупационные власти».

И действительно, израильские власти были в ярости. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху срочно созвал все службы безопасности, в том числе и Моссад. Он требовал нанести по  ХАМАС удар.

В этот момент в иорданско-израильских отношениях как раз стало усиливаться взаимное недовольство, и все же  Нетаньяху дал добро на тайную операцию Моссада против Машаля.

Согласно плану, агенты Моссада под видом журналистов приблизились к лидеру ХАМАС на близкое расстояние и поднеся диктофон к уху, впрыснули Машалю медленно действующий, но смертельный яд, который, не  оставляя никаких видимых следов, постепенно отключает дыхательный центр мозга, что в течение 48 часов приводит к смерти.

Но тут тщательно разработанный план дал сбой: телохранитель Машаля  Мухаммад Абу Саиф погнался за двумя израильскими агентами, и, с помощью проходившего мимо офицера палестинской освободительной армии, задержал их.

Это неудавшееся убийство оказалось одним из самых громких провалов в истории спецопераций, и в то же время  поворотным моментом во взлете ХАМАС.

Бывший глава Моссада Дэнни Ятом, лично руководивший покушением на лидера сопротивления, рассказал создателям фильма, как ему пришлось срочно вылететь в Иорданию с противоядием, которое спасло жизнь Машаля.

Но этому предшествовала напряженная дипломатическая борьба между Иорданией, Израилем  и США.

«Король Хусейн позвонил президенту Клинтону и сообщил ему о случившемся, — вспоминает сыгравший непосредственную роль в разрешении кризиса генерал-майор в отставке Али Шукри, который руководил в 1997 году администрацией иорданского короля. — Клинтон выслушал его с удивлением. Он не мог поверить, что такое произошло  в Иордании. В конце разговора разозленный Клинтон воскликнул: «Этот человек просто невозможен!», имея в виду Нетаньяху».

«Король Хусейн сообщил Клинтону свои требования — противоядие и природа использованного против Машаля вещества. Если Машаль умрет, с мирным договором между Иорданией и Израилем будет покончено, сказал он». Хусейн не мог потерять лицо в арабском мире и допустить, чтобы в его стране был безнаказанно убит евреями лидер палестинского Сопротивления. Иорданский король потребовал наряду с предоставлением антидота освободить также легендарного лидера ХАМАС, шейха Ахмада Ясина, находившегося в израильском плену.

Тут-то глава Моссада Дэнни Ятом и отправился в Амман, на  встречу с королем Хусейном, который, как передают, был просто в ярости.

Цель его поездки заключалась в том, чтобы сдержать резко обострившуюся ситуацию.  Иорданские силы безопасности, по приказу короля,  уже окружили израильское посольство в Аммане, где предположительно скрывались остальные исполнители убийства.

Между тем врачи отчаянно пытались поставить диагноз впавшему в кому Халеду Машалю. После консультации эксперты пришли к выводу, что ему было введено большое количество наркотика класса опиатов. Исследования  показали, что этот наркотик близок к морфину, который при введении в высоких дозах производит  эффект отключения дыхательной системы организма.

Выход  Халеда Машаля из комы 27 сентября был воспринят как  возвращение из мертвых. О тайных переговорах между Иорданией и Израилем, и о том, как король Хусейн потребовал противоядие, стало известно гораздо позже.

Израильские СМИ обрушились на правительство и спецслужбы, обвинив их в двойном позоре – проваленном убийстве  лидера ХАМАС, и  обмене на пойманных на месте преступления секретных агентов основателя движения ХАМАС Ахмада Ясина, отбывавшего пожизненный срок в израильской тюрьме.

Документальный фильм «Убить его молча» — о  неудавшемся покушении на Халеда Машаля, и о том, какую роль эта операция сыграла в приходе к власти палестинского движения сопротивления —  транслируется в конце января на телеканале «Аль-Джазира».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях