Вместе с сотрудниками и волонтерами фонда в Палестину приехала делегация российских общественных деятелей и журналистов — имам центральной джума-мечети Махачкалы Мухаммадрасул Саадуев, соучредитель махачкалинского образовательного центра Икрам Алиев, писатели Сергей Шаргунов и Ильдар Абузяров, журналист телеканала Russia Today Надежда Кеворкова, руководитель дагестанского благотворительного фонда «Надежда» Тимур Гаджижараев, корреспондент телеканала «Дождь» Сергей Литвинович, фотограф Максим Авдеев.
Welcome to Palestine
В Газу мы прибыли, проделав долгий путь от Каира к Рафаху.
Мы едем в маленьком фургончике, каких очень много на египетских дорогах, к границе с палестинским анклавом, следуя за белым грузовиком – с российскими медикаментами — мимо бедных районов, мечетей и пустыни.
Часов через девять наша компания добралась до Рафаха. «Мы уже в Газе?», — нетерпеливо спрашиваю я, как только мы проезжаем под аркой поста. Но нужно еще подождать, пока оформят наши документы. Людей в зале ожидания сейчас немного. После падения режима Мубарака в Египте палестинцам легче пересекать эту единственную «легальную» дорогу из заблокированного сектора. Раньше им приходилось несколько дней ждать разрешения пересечь этот пост. Но разрешали далеко не всем.
Наконец, нас сажают в автобус, чтобы провезти метров двести до ворот, за которыми – Газа. Надпись «Welcome to Palestine» встречает нас сразу за ними.
В автобус вбегает улыбчивый палестинский пограничник с той же фразой «Welcome to Palestine».
У входа в нас встречают сотрудники палестинского отделения Союза арабских врачей и… музей последней ноябрьской войны – фотографии раненных и погибших детей, разрушенных школ и домов.
Сразу после знакомства нас снова приглашают в автобус. «Мы едем в Газа-сити», — поясняют палестинцы.
Газа-сити
Нашу делегацию приютили в своем офисе все тот же Союз арабских врачей. В скромных комнатках к приезду российской делегации даже провели небольшой ремонт. Несмотря на блокаду и дефицит «запрещенных» стройматериалов, палестинцы все равно встречают гостей на высшем уровне. За неделю они обещают показать нам весь сектор.
Ведь Газа — это лишь полоска земли от 3 до 10 километров в ширину и 40 км в длину, растянувшаяся вдоль Средиземного моря, но горя, которое обрушилось на этот клочок земли, хватило бы на весь мир.
Газа-сити, который считается столицей этого блокадного сектора, совсем крошечный, но густо застроенный город. Во время последней израильской атаки в ноябре 2012 года его тоже бомбили: то тут, то там видны следы войны. Израильские бомбы оказались весьма точны. Вот превратившийся в руины дом семьи Далу — один авиаудар унес жизни 14 человек. Вот разрушенный стадион – вокруг зеленого поля развороченные снарядами трибуны. Вот груда камней с торчащими из нее флагами разных государств – все, что осталось от здания Совета министров.
Но наряду со старыми ветхими домами и разрушенными бомбардировками зданиями можно увидеть и новые строения. Палестинцы, по их собственному признанию, неунывающий народ. И очень деятельный! Сразу же после прекращения бомбардировки они принялись очищать город от следов войны и восстанавливать потерянные жилища.
Все материалы для строительства они провезли через туннели! Это желание жить, а не выживать, и эта непрестанная, каждодневная борьба палестинцев за свободу поражает.
Через туннели, которые еще называют «дорогой жизни», идут и продукты питания, и медикаменты.
«Но нас не устраивает такое положение, — говорит глава отделения Союза арабских врачей в секторе Газа Махмуд Абудраз. — Жители Газы хотят жить свободно. Мы вовсе не хотим, чтобы молоко для детей или лекарства были смешаны с кровью наших молодых ребят, добывающих их из туннелей. Ведь нередко при перевозке они гибнут».
Но туннели, конечно, не решают проблемы дефицита. Особенно – в здравоохранении.
«В прошлом месяце из Газы в Египет отправили двух тяжелобольных. Транспортировать их было категорически запрещено, пришлось рискнуть. К сожалению, оба погибли», — говорит Махмуд.
Госпиталь «Шифа»
Но несмотря на этот дефицит во всем, врачи Газы творят чудеса. А в госпитале «Шифа» — самой большой клинике Газы – нам первым делом рассказывают, как на днях впервые провели операцию по пересадке почки. И это в блокаде, при отсутствии медикаментов и нужного оборудования!
Доктор Насыр Ат-Татыр, который возглавляет Ассоциацию врачей «Шифы», признается: проблемы медицины в Газе с каждым днем становятся все острее. Некоторые виды лекарств и расходных материалов закончились, а когда прибудут новые – неясно.
«Мы нуждаемся и в запчастях для оборудования, и в бесперебойном электроснабжении. Отключение света уносит жизни больных», — рассказывает доктор Ат-Татыр.
Он тоже вспоминает последнюю бойню. «Мы работали по 24 часа в сутки. Самое страшное – это раненные дети», — говорит он. По словам доктора, итальянские ученые уже исследовали характер ранений и почву и пришли к выводу, что израильтяне вновь, как и при операции «Литой свинец», использовали запрещенное оружие.
«Об этом говорят будто ампутированные части тела и, наоборот, нетронутые тела, но «растворенные» внутренние органы, — рассказывает доктор. – Последствия применения этого оружия при «Литом свинце» мы видим до сих пор – это скачок раковых заболеваний и врожденных аномалий у детей. Сейчас их число только возрастет».
По палатам «Шифы» нас ведет доктор Айман аль-Сахбани. Он учился в Одессе и поэтому вполне сносно говорит на русском.
Каждый день в больницу приходят по 500 больных, но помочь могут далеко не всем. Палестинцы просиживают огромные очереди, чтобы попасть к нужному врачу.
Во время войны их число возросло.
«За 8 дней мы получили 200 людей с различными ранениями. И все – старики, женщины и дети. Я не видел здесь солдат. Из 1500 раненных – больше 500 детей. Израильтяне говорят, что террористы. Но разве дети – террористы?» — Айман эмоционально машет руками.
Он достает телефон и показывает первую жертву войны – на видео обгоревший 11-месячный ребенок. Мальчик еще дышит. Он умер спустя 20 минут.
Следующая – пятилетняя девочка с ранением головы. Погибла.
Он показывает отделение интенсивной помощи – тут всего три койки, и во время войны их, конечно, не хватало на всех раненных.
«Нет лекарств, материалов, оборудования. Даже запчастей для него! У нас 450 страдающих почечной недостаточностью, а аппаратов для гемодиализа – только 33. Да и те постоянно выходят из строя», — говорит аль-Сахбани. Он уверен, все проблемы можно решить лишь одним способом – снятием блокады.
«Мы знали, что начнется война»
Из «Шифы» нас везут в фармацевтический департамент минздрава Газы – вечно пустой склад медикаментов. Руководитель департамента Ашраф Абумхади рассказывает, что по последним данным, полностью отсутствуют 154 вида медицинских препаратов и 470 расходных материалов. Более 50% всех лекарств – на исходе. Не хватает самых важных препаратов – для онкобольных и страдающих заболеваниями крови.
Еще до начала ноябрьской войны в Газе отложили многие операции – экономили анестетики.
«Мы знали, что начнется атака. Израиль всегда бомбит Газу перед собственными выборами», — говорит Абумхади. Вот так жизни палестинцев используют как карты в политической игре.
Тем временем, на складе уже выгружают медикаменты, привезенные «Солидарностью».
Фонд привез самые дефицитные лекарства для почечных и нервных заболеваний и препараты для проведения операций. Их запаса хватит на несколько месяцев.
«Наша миссия очень важна, мы видим, какие проблемы испытывает Газа с медикаментами, — говорит участник нашей миссии, руководитель дагестанского благотворительного фонда «Надежда» Тимур Гаджижараев. — Но, на самом деле, мы должны делать больше. Палестина у нас одна, и позор для мусульман, что мы не решаем ее проблему. Мы ссылаемся на то, что помогают арабские страны, Турция, но в реальности, мы видим, этого недостаточно. Проблема для российских мусульман – еще и отсутствие информации о Палестине. Например, иногда на Кавказе сравнивают ситуацию в Секторе Газа с проблемами нашего региона. Это абсолютно некорректно. Проблемы Кавказа – это, можно сказать, выбор людей. Они сами мало работают для их решения. А Газа — в блокаде. И приоритетной задачей всех мусульман должно быть освобождение Палестины, инша Аллах».
Имам центральной джума-мечети Махачкалы Мухаммадрасул Саадуев обещает по возращении рассказать дагестанцам о положении палестинцев в блокадной Газе.
«Как говорил наш пророк, умма – это единое тело. И если болит один орган, то боль отзывается по всему организму. Поэтому дагестанцы отозвались на беду палестинцев и нам удалось за один день, после пятничной молитвы собрать 700 000 рублей, — говорит имам. – Я рад, что мне довелось приехать сюда и воочию увидеть Газу. Я обязательно расскажу об этом на пятничной хутбе. У нас бытует мнение, что раз Газа в блокаде, ей невозможно протянуть руку помощи. Наш визит это опровергает. И я надеюсь, это вдохновит мусульман еще больше помогать Палестине».