Как правило, Кремль не объясняет своих кадровых решений. Это и понятно, поскольку их довольно сложно объяснить.(Классический пример — карьера товарища Грызлова, который нигде не пришелся ко двору. Даже в милиции, не говоря уже о Госдуме. Но, тем не менее, его упрямо продолжают выдвигать на различные посты). Вот теперь все гадают — за что сняли главу Дагестана?
Слетел на повышение
Версии столичных и местных политологов и аналитиков это всего лишь слухи и предположения. Эти гадания и сплетни вовсе не освежают атмосферу после грузного падения вчерашнего лидера нации, зато поднимают на новую ступень чувство антипатии к власти. Наверно, так чувствовали бы себя и в Москве, если бы главу Кремля вот так же легко отправили на «повышение»…
Дагестанцы не понимают, что происходит и что с ними делает Кремль. Политолог, бывший главный редактор газеты «Черновик» Биякай Магомедов утверждает, что назначение М. Магомедова на новую должность удивило куда больше, чем его отставка. «Непонятно что это, то ли отставка, то ли повышение. Все будет зависеть от того, какими полномочиями наделят его в Кремле. В любом случае, М. Магомедов будет иметь влияние на формирование мнения о новом руководителе Дагестана и новый назначенец будет оглядываться на него. Политика Кремля абсолютно нелогична и перестановки неадекватны».
Другие источники считают новую должность экс-главы Дагестана утешительным призом, и в Москве он станет свадебным генерала.
Рамазан это вам не Рамзан
Удивляет многих и ставка Москвы именно на Р. Абдулатипова. Среди кандидатов на должность главы Дагестана в последние несколько лет он не был и его карьера плавно катилась к закату. После того как при М. Магомедове он стал депутатом Госдумы вряд ли кто мог думать что именно Р. Абдулатипов сменит последнего.
По мнению главного редактора аварской независимой газеты «Миллат» Магомеда Бисавалиева, ставка на Р. Абдулатипова сделана как на компромиссную фигуру. «Он равноудален и равноприближен к местным кланам, но, в то же время, нельзя отрицать что он будет опираться на отдельные силы внутри республики. Сломать клановую систему удастся, только если Кремль будет его полностью поддерживать и даст больше полномочий, чем его предшественникам».
Плюсом Абдулатипова многие считают его авторитет среди всех национальностей. Хотя он сам аварец, но его не считают аварским политиком.
А сторонники жестких мер по наведению порядка в республике мало верят, что Р. Абдулатипову удастся что либо сделать. Примером успеха такой политики всегда приводят главу соседнего региона Рамзана Кадырова. Но в Кремле, вероятно, хотят применить в Дагестане несколько иной метод. Все-таки, для маленького Кавказа два Рамзана большая роскошь. Да и Кремль будет спать спокойнее, — управлять Рамазаном куда проще…
Кто у руля?
В последнее время любое большое назначение в республике и борьба за влияние в регионе связывали с двумя дагестанцами-олигархами – Зияудином Магомедовым и Сулейманом Керимовым. Магомедсалам Магомедов считался креатурой С. Керимова. По мнению высокопоставленного источника в правительстве Дагестана, Рамазан Абдулатипов является наоборот, креатурой Зияудина Магомедова который действовал в союзе с мэром Махачкалы Саидом Амировым.
Последний продвигает на должность спикера Народного Собрания (парламент Дагестана) своего сына – депутата Единой России Магомеда Амирова. Поэтому все обратили особое внимание на заявление Р. Абдулатипова о том, что нынешний спикер может лишиться должности.
Руководитель Центра исламских исследований Северного Кавказа, политолог Руслан Гереев считает, что пока явных признаков связи Р. Абдулатипова с олигархами не выявлено, но он, как опытный политик, может умело это скрывать. «В любом случае без влияния этих двух бизнесменов вряд ли произошло такое значимое событие. Тем более, в современных условиях, когда влияние на кремлевскую администрацию является ключевым фактором при назначении на должность главы региона. А они, как мне известно, имеют значительное влияние в Кремле».
Вот чем хороша система невыборности президента республики. Решают все не кланы, а Деньги и Влияние.
Национальные призраки
Как принято в Дагестане, первые три должности должны делить аварцы, даргинцы и кумыки. Если на место даргинца Магомедсалама Магомедова пришел аварец Рамазан Абдулатипов, то премьер-министр Магомед Абдулаев автоматически потеряет свою должность. Его место порочат руководителю администрации президента Дагестана – вице-премьеру Мухтару Меджидову. В этом случае должен уйти с должности спикера другой кумык – Магомедсултан Магомедов.
Сам Р. Абдулатипов назначен и.о. президента. Будет ли он полноправным президентом или это временная фигура, пока неизвестно. Как и цель его назначения. Кремль в очередной раз демонстрирует полное отсутствие четкой политической доктрины по отношению к Кавказу.
Эта кадровая доктрина (как и вся ситуация на Кавказе), эти аваро-даргинские танцы с должностями, немного напоминают романы Ф.Купера о трубке мира и тропе войны, об ирокезах и делаварах… И о Большом Белом Вожде в Большом Вигваме…