Кремль вообще умеет проявлять гибкость. Отменяет выборы, разрешает их, потом опять запрещает в отдельных этнически подозрительных регионах. Вот и в политике надсмотра над партийными образованиями Кремль проявил достаточно мудрости, чтобы иметь возможность вволю поулыбаться над копошением лилипутов.
Митинговавшая весь прошлый год оппозиция твердила, что людям надоело видеть одни и те же лица в политике, что «Единая Россия» это не партия народа, а партия власти, которая не выдержит конкуренции. Кроме того, массовое вторжение гражданских наблюдателей на избирательные участки показало — перемен требуют сердца. И власть решила-таки дать своим гражданам возможность немного ощутить эти перемены.
В апреле 2012 года, после принятия поправок в закон «О политических партиях в РФ» наплыв заявок в Минюст от различных организаций и движений был огромным – спустя месяц их насчитывалось более 170. В итоге у нас возникли такие политические партии, как: «Трезвая Россия», «Партия автомобилистов России «За хорошие дороги», «Хипстер пати» («Партия хипстеров России»), «Россия без мракобесия», «Партия любителей пива», «Партия любви» и другие образования с веселыми названиями, на фоне которых «Единая Россия» смотрится образцом мудрости.
Манекены на политическом поле
Председатель правления Центра политических технологий, политолог Борис Макаренко, считает, что с появлением новых партий ничего существенно не изменилось.
«Существующие партии были либо лояльны Кремлю, либо не опасны. Много шума, но никакой реальной конкуренции ни среди людей, ни среди программ нет, — заявил эксперт WordYou.Ru. — Проблему построения политического многопартийного режима придется решать с нуля. Какие-то перспективы есть у партии Прохорова, обостряется левый фронт, но это все в перспективе. Что-то может измениться, только если на политическую арену вернутся живые люди, представляющие избирателей».
А член Президентского совета по правам человека, политолог Дмитрий Орешкин уверен, что многопартийность в России возможна, но в том случае, если при регистрации партий перестанут отдавать предпочтение «прокремлевским» образованиям.
«Из 8 зарегистрированных весной партий, было 6 так называемых «богдановских». Это партии-спойлеры, они созданы в Кремле.
И совсем другое дело партии, когда они вырастают из народа. В 1998 году тоже были выборы с большим избирательным списком, встречались там и «Любители пива» и прочие, но все они выросли из народа. Сейчас люди раздражены, потому что партии ненастоящие, они зависят от Кремля больше, чем от избирателей, — заявил Орешкин. — Россия развивается по тому же пути, что и Запад, но с отставанием на 100 или 200 лет. Только пройдя этот путь развития, люди научатся голосовать не сердцем, а кошельком. Нужно, чтобы человек боялся что-то потерять, тогда он начинает сравнивать программы».
Они уже не успокоятся
Самой известной оппозиционной партией сейчас можно назвать «Республиканскую партию России — Партию народной свободы» («РПР-ПАРНАС») Бориса Немцова и Владимира Рыжкова и, возможно, учрежденную в декабре партию «Народный альянс», неформальным лидером которой является Алексей Навальный. Однако и этих «звезд» оппозиции народ не хочет видеть в руководстве страны. Причина такого нежелания проста – их стратегия противостояния власти, не предлагающая никакой политической альтернативы взамен.
А страна ждет новых героев, без скандальной репутации, без фальшивых лозунгов, но с ясной концепцией перемен.
Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин считает: «Условия для деятельности новых партий ограничены: фальсифицированные выборы, отсутствие равенства доступа к основным СМИ, административный ресурс, работающий на одну или несколько партий. В таких условиях многопартийность формироваться не может».
Многопартийность нельзя установить законом. Многопартийность – это иной уровень свободы. Это единственный способ существования политической системы, и ее надо создавать политикам, избирателям, СМИ.
Случайное множество каких-то странных партий увеличивает только количество и хаос бессмысленности. А законы, единственной целью которых является «успокоение» недовольных граждан, только к этому и приводят.
Но успокоение лишь временное.