В последние дни по Дагестану бродили слухи о скорой отставке президента М. Магомедова. После того, как депутат-единорос Александр Хинштейн в своем «Твиттере» написал, что в ближайшее время один из глав СКФО может уйти в отставку.
Новость обрадовала жителей сразу нескольких республик, но потом стало очевидно, что речь идет именно о Дагестане. В течение недели информация обрастала всевозможными слухами, но никто официально ее не комментировал. Наконец, начальник информационно-аналитического управления президента РД Зубайру Зубайруев внес «полную ясность». Он заявил, что «президент и Правительство работают в прежнем режиме». А кто знает, какой режим у Магомедова прежний?
Словом, слухи не исчезли, а обрели даже некие кадровые очертания. Ссылаясь, как полагается, на источники в Кремле, было названо даже имя временного исполняющего обязанности президента – Рамазан Абдулатипов, депутат Госдумы и бывший министра по делам национальностей.
Сам Абдулатипов не давал никаких комментариев. Лишь 24 января он заявил в интервью радио Business FM, что ничего не знает о своем выдвижении.
И тут, источники, близкие к Магомедсаламу Магомедову передали, что поздно вечером 23 января он попал-таки на прием к В. Путина и… будет до конца срока работать на своей должности.
Кто дернул за веревочку?
Почти все аналитики единогласны во мнении, что слухи имели под собой почву, и над президентом Дагестана висела реальная угроза скорой отставки. И интересовало другое — кто посмел замахнуться на Самого? Говорили о влиятельных «московских дагестанцев» — братьев Магомеда и Зияудина Магомедовых (Смоленских) и Сулеймана Керимова. Их же называют в качестве основных кандидатов на следующий срок.
Сам Магомедсалам Магомедов в начале 2010 года пришел на должность президента как креатура Сулеймана Керимова. Но, по мнению политологов, между ними в последнее время отношения натянутые в связи с тем, что президент не выполнил обещания перед олигархом. Известно, что С. Керимов претендует на аэропорт «Уйташ» и на Махачкалинский морской торговый порт. Ни то, ни другое все еще не приобрело хозяина.
А братья Магомедовы могли захотеть сами возглавить регион или продвинуть свою кандидатуру, сместив прокеримовского Магомедсалама Магомедова.
Называют и другие возможные причины недовольства Кремля. Это и желание дагестанского Президента провести всенародные выборы и крах банка «Экспресс», принадлежавшего родственнику президента – сенатору Ильясу Умаханову. Также говорят о досье на президента, который собрали некие заговорщики и который лег на стол Путину.
Как бы ни было, но явно кто-то пытался сместить главу Дагестана с должности через кремлевскую администрацию.
Лучше горцев могут быть только варяги
В Дагестане принято делить должности по национальностям. Главами республики, как принято, оказываются или аварцы или даргинцы. Это первая и вторая по численности национальности. Такой порядок сложился еще со времен СССР. Москва строго соблюдает этот принцип. Магомедсалам Магомедов – даргинец, до него был аварец Муху Алиев, еще раньше Магомедали Магомедов (отец нынешнего главы республики). И сейчас на смену даргинцу по сложившейся традиции должен прийти аварец.
На фоне всех этих событий, 22 января, в Хасавюрте состоялся съезд аварской культурной автономии, на который прибыло более 3 тыс. человек. По заявлениию руководителя автономии, мэра Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова, планировалось провести маленькое собрание, но неожиданно приехало много народа.
В марте должен состояться съезд аварского народа, на котором будут выдвигать кандидатуру на должность президента Дагестана от аварского народа. Мэр Хасавюрта считает, что аварцы как самый многочисленный этнос в большей степени ответственен за судьбу республики и от самочувствия самого крупного этноса зависит будущее Дагестана.
Однако, по мнению нашего источника в администрации Кремля, Москва рассматривает на должность руководителя республики разные кандидатуры, но приоритет похоже будут давать человеку русской национальности. Это, по мнению Кремля, может положить конец порочной практике нацквротирования.
И в самом Дагестане давно говорят о «надклановом» президенте. Так, по мнению общественного деятеля, доктора юридических наук Сулеймана Уладиева, ни одна фигура, которая хоть в какой-то степени близка местным кланам, не может управлять республикой.
«Нужен полный демонтаж кланов», — заверяет он.
Равноудаленность от местных этнических кланов должно сыграть решающую роль, а удаленным может быть только варяг.