Ключевым вопросом в отношениях России с Западом, в частности, с ЕС Сергей Лавров назвал скорейший переход к безвизовому режиму. По его словам, все технические и юридические вопросы для этого решены, и вопрос упирается лишь в отсутсвие пока твердой политической воли со стороны европейских партнеров.
Гудбай, Америка?
Затрагивая заметно обострившиеся в последнее время отношения между Россией и США, министр заявил, что они по-прежнему имеют главное значение для решения вопросов евроатлантической безопасности и поддержания глобальной стабильности. «Мы заинтересованы в конструктивном диалоге, развитии стабильного взаимовыгодного сотрудничества, особенно в сфере инвестиций, торгово-экономических связей, контактов между людьми», — подчеркнул Лавров.
Касаясь принятия американскими властями «акта Магнитского», Лавров назвал этот закон подменой «антисоветского законов Джексона-Вэника антироссийским». Напомним, что в конце прошлого года сенат США одобрил закон, предполагающий ряд санкций против российских чиновников, причастных, по мнению американских властей, к смерти Сергея Магнитского. В частности, речь идет о запрете этим лицам въезда на территорию США, а также замораживании их банковских счетов.
«Была цинично использована человеческая трагедия, чтобы «наказать» Россию и вмешаться в процесс, которым занимается наше правосудие и который еще не завершен. Мы должны были отреагировать. Нас вынудили действовать таким образом, так как есть определенные законы в отношениях между государствами, и нельзя оставлять подобные действия без ответа», — заявил Лавров, имея ввиду ответную меру России в виде «антимагнитского акта». Министр также отметил, что, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, детей предпочтительно отдавать на усыновление в стране происхождения, а международное усыновление рассматривается как крайняя мера.
«У нас сохраняются возможности для передачи детей на усыновление в другие государства, которые добросовестно выполняют Конвенцию ООН о правах ребенка. США, к слову, не ратифицировали этот документ и не собираются к нему присоединяться, — сказал Сергей Лавров. — Например, Италия – вторая страна по количеству усыновляемых российских детей после США. В итальянских семьях не было ни одного случая неадекватного отношения к российским детям».
Сирия, Мали, далее везде
Министр Лавров коснулся также ситуации вокруг Сирии. Он отметил, что настоящих попыток усадить конфликтующие в Сирии стороны за стол переговоров со стороны западных стран не было. По его словам, проблема заключается в том, что сирийская оппозиция заняла непреклонную позицию, заключающуюся в том, что они не собираются вести переговоры с режимом Башира Асада. И эта позиция пользуется поддержкой Запада.
«Пока эта непримиримая позиция остается в силе – ничего хорошего не произойдет, вооруженные действия будут продолжаться, а люди гибнуть», — заявил он.
Накануне два самолета МЧС России с российскими гражданами, проживавшими в Сирии, приземлились в московском Домодедово. Однако министр Лавров опроверг информацию о том, что эти рейсы являются началом масштабной эвакуации российских граждан из Сирии, поскольку не многие из них, по словам министра, пока еще желают возвращаться на родину: «Когда подвернулась оказия с недавними рейсами МЧС, возвращавшимися в России после доставки гуманитарного груза в Сирию, менее ста человек изъявили готовность воспользоваться такой возможностью“.
Он также подчеркнул, что российское посольство в Дамаске функционирует в полном объеме.
Отвечая на вопрос о позиции России по конфликту в Мали, глава внешнеполитического ведомства заявил, что Россия озабочена дестабилизацией Сахаро-Сахельского региона, куда «переливается» нестабильность из Северной Африки. «Люди, с которыми сейчас борются в Мали французы и африканцы, свергали режим Каддафи. Наши западные партнеры вооружали их, в том числе для свержения бывшего ливийского режима», — заявил Лавров.
«Нас также очень беспокоит ситуация между различными течениями ислама. Мы выступаем за то, чтобы исламские страны проявили солидарность и не допускали раскола в одной из важнейших мировых религий», — сказал он.
Покажут ли Западу снова «кузькину мать»?
Касаясь внешнеполитической концепции России, утверждение которой ожидалось еще до конца прошлого года, Сергей Лавров заявил, что ее новая редакция ожидает подписи главы государства. «Концепция отражает необходимость переосмысления целого ряда вопросов в контексте происходящих глубоких перемен в геополитическом ландшафте», — сказал Лавров, отметив, что с момента принятия последней редакции российской концепции внешней политики в мире произошли значительные перемены.
При это министр заверил журналистов, что речь идет не о кардинально иной концепции, а лишь о ее новой редакции, потому что «ключевые принципы, на которых строится российская внешняя политика, остаются неизменными».
Однако, похоже, что президент Путин не намерен принимать концепцию в ее нынешнем виде. По мнению эскпертов, президент считает ее слишком мягкой. На ужесточение позиции президента могла повлиять серия конфронтаций с Соединенными Штатами, в первую очередь, из-за «закона Магнитского» и последовавшего вслед за ним российского запрета на усыновление детей -сирот американскими родителями.
„По отношению к Западу новая внешняя политика становится более изоляционистской, — считает директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, которого цитирует «Коммерсант». — В числе прочих факторов это было связано с очередным разочарованием США и Западом в целом, которые испытал Путин».