Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук:
— Для республик Северного Кавказа это откат назад. Такой командно-административный метод управления — это еще одна преграда для установления развитого демократического общества. Получается, для остальных субъектов РФ демократические процессы, способствующие развитию, подходят, а республики Северного Кавказа до демократии не доросли. Кавказские народы просто отсекаются от конституционных прав и свобод. Это возвращение в полуавторитарное прошлое. Вместо того, чтобы развивать и укреплять гражданское общество, решать его проблемы, региональные чиновники пытаются убежать от трудностей.
Дело в том, что в республиках Северного Кавказа еще до присоединения к России были развиты традиции горской демократии. Существовал многовековой опыт избрания правителей, разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Об этом пишут многие этнографы и историки. После присоединения к России демократические традиции кавказского общества всячески подавлялись, однако в народах Кавказа эта тяга к свободному избранию своих правителей сохранилась, и ее нужно поддерживать, чего, к сожалению, не делают сегодня в республиках региона.
Кроме того, проблема кроется и в том, что истинных лидеров, представляющих интересы народа, не допускают к власти и на пушечный выстрел. Их отстреливают на взлете, не позволяя вырасти. В итоге, сегодня людей, знающих и представляющих интересы народа практически нет. Поэтому, в первую очередь, в республиках надо наводить правовой порядок, прекратить взрывы, похищения людей, убийства, взяточничество. Это надо было делать еще 15 лет назад. Тогда сегодня мы бы увидели сильных лидеров, готовых достойно управлять своими регионами. Нынешние же власти во многих кавказских республиках вместо решения проблем предпочитают закатывать их в асфальт.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— Собственно, коррекция возвращения выборов губернаторов (когда регионы сами должны выбирать себе форму назначения глав) была инициирована, судя по всему, просьбами именно лидеров северокавказского региона, которые предпочитают прямым выборам практику назначения. Связано это со сложной политической обстановкой и клановостью, которая присутствует практически во всех республиках Северного Кавказа. И представители кланов готовы делегировать федеральному центру право назначать губернаторов. Их устраивает такая практика.
На мой взгляд, позиция центра, позволяющая регионам самим определиться, какую форму – назначать или выбирать губернаторов, они предпочитают, очень верная. И это продиктовано не страхом власти перед какими-то реальными лидерами или конкуренцией, а желанием самих республик. Так, в более «клановых» Дагестане и в Чечне, скорее всего, предпочтут назначение, а вот в других республиках – Адыгеи, Осетии, КБР, могли бы высказаться за выборы , но я сомневаюсь, что они решатся на это. Им просто выгодно перекладывать часть ответственности на федеральный центр. Я думаю, что таким образом власти республик Северного Кавказа просто облегчают себе жизнь. А населению уже все равно.
Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист:
— У глав кавказских республик, как известно, сложились особые отношения с Кремлем. Назовем их договорными – мы — вам, вы — нам. Москва не вмешивается в дела правящих элит в регионе (силовая политика не в счет), а в обмен те обеспечивают федеральной власти запредельные результаты поддержки на выборах, отказываются называться президентами и даже не хотят выбираться народом, а просят, чтобы их назначали, как это происходит сейчас.
Кавказские элиты, во-первых, считают демократию просто хлопотной заморочкой и формальностью. Поэтому нет ничего страшного в том (если так надо Москве), чтобы на всю страну объявить, что им выборы не нужны. Все равно на Кавказе сегодня все будет решаться (даже если проводить выборы) путем межклановых согласований, конфликтов, «заносов» и «откатов». В этом смысле обеспечение власти через назначение из Кремля даже удобнее и проще.
По сути, Северный Кавказ превратился в еще одну госкорпорацию по производству коррупции, нестабильности и мощнейших угроз безопасности. Эта система, конечно, порочная и недолговечная. Ведь мы имеем дело не с антикризисным управлением, а с его имитацией в корыстных целях. Она дает колоссальные сбои, но ничего лучше пока, как считают элиты и в регионе, и в Москве, никто не придумал.
Я убежден, что Северному Кавказу придется, как бы это ни было страшно, выстраивать реальную систему народной демократии с опорой на местных лидеров – от старейшин, суфийских шейхов и умеренных салафитских проповедников до молодых профессионалов, бизнесменов, столичных кавказских интеллигентов и глав этнопартий. Только так сформируется органичная для региона модель кавказской демократии.
Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий:
— Сейчас происходит обработка общественного мнения. Публичного заявления глав республик мы пока не видели. Например, несколько дней назад в интервью газете «Коммерсант» глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров достаточно убедительно говорил о том, что надо избираться не только по политическим причинам, но и по мужским. И это противоречит информации газеты «Известия», в которой сообщается, что глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров очень осторожно высказался на эту тему, хотя, насколько мне известно, он не против прямых выборов.
Что касается самой проблемы, то могу сказать, что проводить выборы в таких республиках действительно сложнее. И истинных лидеров, которых может выбрать народ, я там просто не вижу. Политическая поляна полностью выжжена, и если для некоторых республик Северного Кавказа модель прямых выборов еще приемлема, то для нестабильного Дагестана она мало подходит. Правда, альтернатива прямым выборам, предложенная Госдумой, когда каждая партия предлагает трех кандидатов, а президент может выбрать одного, на мой взгляд, еще более худший вариант.