Как показало последнее исследование, проведённое учёными из Университета Кембриджа, всё больше людей считают, что некрасивые учёные гораздо умнее привлекательных и молодых специалистов.
Необычное социальное исследование показало, что обыватели считают некрасивых ученых более компетентными, умными и успешными, чем их красивых коллег, которые им кажутся более интересными рассказчиками, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.
«Похоже, что люди действительно используют внешность человека в качестве источника информации в то время, когда они выбирают и оценивают достоверность новостей науки. Пока непонятно, как это влияет на распространение и принятие научных идей в обществе, но быстрый рост визуальных СМИ говорит о том, что важность «облика науки» будет только расти», — заявил Уильям Скайларк (William Skylark) из Кембриджского университета (Великобритания).
Внешность человека играет огромную роль в том, как развивается его жизнь, она влияет не только на личные отношения, но и на карьеру и положение в обществе. В 2011 и 2013 годах две группы британских ученых обнаружили, что красивые люди в среднем обладают более высоким IQ и чаще устраиваются на более перспективную работу, чем люди с заурядной внешностью.
Скайларк и его коллеги решили выяснить, влияет ли облик самих ученых на то, насколько им доверяют люди и считают понятным то, что им рассказывают. Для этого исследователи сфотографировали несколько сотен случайно отобранных физиков и биологов, работающих в университетах США и Британии, и попросили добровольцев оценить их возраст, интеллект и привлекательность.
Получив эти данные, британские психологи поинтересовались у подопечных, обладатель какой из фотографий им показался наиболее авторитетным ученым и чьи научные работы были бы им наиболее интересны.
Эти опросы привели к интересным результатам. Оказалось, что добровольцам интереснее всего казались исследования тех ученых, чьи лица им показались самыми красивыми, однако самыми умными и достойными доверия они считали неприглядных или некрасивых исследователей.
В целом получился классический стереотипный облик ученого – это некрасивый мужчина в возрасте, любой расы и этнической принадлежности. Женщины и красивые молодые люди гораздо реже казались добровольцам столь же «продвинутыми» исследователями, как пожилые мужчины-генетики или физики.
Несмотря на это красивые ученые чаще привлекали глаз добровольцев, когда предлагали прочесть несколько историй об открытиях. Это было характерно и для коротких научно-популярных видеороликов, радиопередач и прочих методов подачи информации.
Почему так происходит, ученые пока не знают, но планируют раскрыть корни двойственного отношения к науке и ученым в последующих исследованиях. В любом случае этот фактор, как считает Скайларк, следует использовать при подготовке научно-популярных материалов и пропаганде важности науки для общества.