Ученые предложили прорывной метод лечения переломов, не требующий наложения гипса. Youtube видео

Быстрый и эффективный метод лечения переломов с помощью ультразвука представила группа учёных из Родестерского университета и ряда других научных организаций. Результаты экспериментов на животных свидетельствуют в пользу того, что новая технология, не требующая наложения гипса, вполне может оказаться действенной, сообщается в журнале Science Translational Medicine.

Любой, даже относительно лёгкий перелом, как правило, заканчивается несколькими неделями в гипсе. А более тяжёлые повреждения костей могут на всю жизнь сделать человека инвалидом. Но теперь учёные научились быстро и эффективно восстанавливать костную ткань с помощью ультразвука, стволовых клеток и методов генной инженерии.

По оценкам медиков, ежегодно в мире свыше двух миллионов человек получают переломы костей, связанные с автомобильными авариями, падениями и другими несчастными случаями. Часто образовавшийся зазор столь велик, что для лечения требуется пересадка донорской ткани или установка металлического имплантата.

Но здоровые донорские кости доступны далеко не всегда, поэтому хирургам приходится брать ткань для операции у самого пациента, удаляя часть костей таза. Понятно, что такие вмешательства крайне болезненны и требуют длительной реабилитации. Кроме того трансплантированные фрагменты могут расти неправильно, что сводит на нет всю операцию.

В ходе экспериментов на животных команда из Медицинского центра Сидарс-Синай в Лос-Анжелесе нашла способ быстро выращивать новую ткань на месте перелома. Новый метод представляет собой процесс, разделённый на несколько этапов.

Первоначально между фрагментами сломанной кости помещается коллаген — белок, необходимый для срастания тканей. На протяжении последующих двух недель в данной области скапливаются стволовые клетки, которые сетка из волокон коллагена «вытягивала» из костей.

Затем с помощью специальных генов, направляющих этот процесс, из стволовых клеток формируется костная ткань, а ультразвук и микропузырьки используются учёными для того, чтобы способствовать проникновению генетического материала в ядра клеток.

Технология уже была испытана на свиньях, получивших сложные переломы, и результаты, полученные через восемь недель, оказались весьма многообещающими.

«Это первое исследование, которое показывает, что ультразвук может быть использован для доставки генов в собственные стволовые клетки животного и что таким образом можно эффективно лечить незаживающие переломы костей, — говорит один из соавторов исследования Гади Пеллед (Gadi Pelled). – Наш подход предлагает решение для одной из главных проблем ортопедии и имеет потенциал для клинического применения».

Руководитель Центра пластической и реконструктивной хирургии в Медицинском центре Сидар-Синай Дэвид Кулбер (David Kulber), который сам не принимал участие в этом исследовании, называет результаты эксперимента имеющими огромное клиническое значение и считает, что данная технология стимуляции роста кости действительно замечательна.

Ученый-ортопед из Техасского университета Джонни Хуард (Johnny Huard) тоже считает, что полученные Дэном Газитом и его коллегами результаты – это именно то, что нужно для прогресса в данной области.

Но он также отмечает, что все подопытные животные в эксперименте были младше года. У молодых животных больше мезенхимальных стволовых клеток, чем у старых, но серьезные переломы гораздо чаще встречаются у пожилых пациентов.

Поэтому Джонни Хуард предлагает еще до начала клинических испытаний нового метода на людях провести ряд экспериментах со взрослыми подопытными животными, чтобы убедиться в его эффективности.