Ученые из университета штата Миссури в Сент-Луисе (США) проследили за поведением нескольких десятков выпивших людей и пришли к выводу о том, что их личные качества и поведение претерпевают не такие сильные изменения, как было принято считать до этого. Материал об этом опубликован в журнале Clinical Psychological Science.
«Участники наших опытов думали, что поменялись все пять ключевых параметров их личности, но наблюдатели говорили только о том, что изменилась лишь степень их экстраверсии», – рассказывает член команды исследователей Рэйчел Виноград.
Рэйчел и ее коллеги пригласили участников эксперимента в специально оборудованную лабораторную рюмочную, где половина подопытных накачивалась дармовым алкоголем, а их трезвые товарищи должны были фиксировать происходящие с выпивохами изменения. В свою очередь и пьянеющие участники опыта фиксировали свои ощущения.
Оказалось, что пьющие ощущают понижение планки ответственности, молодецкую удаль, непримиримость в спорах и желание общаться. Трезвые участники эксперимента в свою очередь отметили лишь незначительное повышение коммуникабельности у своих выпивающих коллег.
Выходит, что ощущения пьяного человека не совпадают с действительной картиной происходящего, – делают вывод исследователи. Фактически у пьяного повышается только уровень готовности к контактам. Остальные личностные характеристики остаются неизменными.
В православной традиции пьянство считается одним из проявлений одержимости. В страсти к спиртному вполне могут быть виноваты одолевающие человека бесы.
«Грустно, когда человек не желает изгонять бесов из своей души… Это все равно, что не лечить серьезную болезнь. Она будет постепенно подчинять себе и губить человека. Кто не видел этого проявления беснования у человека, одержимого какой-нибудь страстью? Самый известный пример – алкоголизм, наркомания. Обаятельный и добрый человек, одержимый страстью к вину, если его лишить «дозы», превращается в демона, который готов растоптать самое дорогое в его жизни», – пишет священник Константин Пархоменко в «Азбуке православия».
Тем не менее Рэйчел Виноград и ее коллеги намерены повторить эксперимент, только вместо лабораторного бара теперь исследования пройдут в настоящем.