НАСА опубликовало Youtube видео первого пролета «Кассини» через атмосферу Сатурна

Команда «Кассини» обнародовала первую детальную видеозапись пролета космического зонда через верхние слои атмосферы Сатурна во время первого «нырка» в промежуток между кольцами и планетой, сообщает НАСА.

Запись была получена во время первого прохода в атмосферу газового гиганта. В этот момент скорость полета «Кассини» составляла 124 тысячи километра в час.

По словам специалиста из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США) Эндрю Ингерсолла, «нырок» зонда мог бы выглядеть более впечатляюще, однако не вышло — не были подключены все существующие камеры, а в тех, что функционировали, использовались консервативные настройки.

«Эти снимки великолепны, но мы не использовали все возможности камеры, применив достаточно консервативные настройки. Мы проведем аналогичные наблюдения 28 июня и, как я считаю, получим еще более красивые и интересные с научной точки зрения снимки», — заявил Эндрю Ингерсолл (Andrew Ingersoll) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США).

Видео начинается с изображения закрученного вихря на северном полюсе планеты, затем проходит мимо внешней границы шестиугольного урагана и за его пределами. Исследователи отмечают, что эти изображения изменили их представления о том, как ведет себя гигантский шторм.

Во время этого пролета камеры зонда, как рассказывает Ингерсолл, работали фактически непрерывно и получали снимки облаков и верхних слоев атмосферы Сатурна на протяжении часа. Специалисты НАСА выбрали самые удачные фото и скомпоновали их в короткий видеоролик.

«Я был удивлен, увидев так много острых краев вдоль внешней границы шестиугольника и центральной воронки полярного вихря. Что-то должно удерживать слои на разных широтах от смешивания, чтобы поддерживать эти края», — сказал Кунио Саянаги, сотрудник Хэмптонского университета в Вирджинии.

Подобные открытия стали возможны благодаря тому, что в момент подготовки видеоролика зонд находился на расстоянии всего в 6700 километров от поверхности облаков Сатурна, так что мог видеть даже самые небольшие структуры в атмосфере — размером составляли всего 800 метров.

Недавно «Кассини» официально начал заключительную фазу своей жизни, в последний раз встретившись с Титаном. Сближение с этим спутником помогло зонду поменять траекторию и выйти на курс столкновения с планетой-гигантом, в атмосфере которой он сгорит в середине сентября. До этого ему предстоят 22 пролета через промежуток между кольцами и их «властелином».

На прошлой неделе «Кассини» совершил первый подобный пируэт, максимально сблизившись с Сатурном и получив массу новых научных данных по устройству недр и атмосферы планеты-гиганта. Для дополнительной защиты НАСА развернуло главную антенну зонда так, что она стала своеобразным щитом, защищающим космический аппарат от пылинок и микроастероидов.

В следующий раз «Кассини» пролетит через дыру между кольцами и планетой в 9.00 мск 9 мая. Он попытается заглянуть в недра Сатурна и найти гравитационные аномалии, «просветит» кольца планеты при помощи радиоволн, а также получит снимки Титана с большого расстояния и измерит температуру его облаков.