Горячая любовь, которую мусульмане питают к Мухаммаду, находит, пожалуй, меньше всего понимания в неисламском обществе. На самом деле, речь идет не об «обычном» богохульстве – как точно подметил один персидский поэт: «Можете позволить себе с Богом, что хотите, но будьте осторожны с Мухаммадом!»
Конечно, мусульмане должны воспринимать любое оскорбление Пророка как несправедливость, но нужно задать себе серьезный вопрос — как нам реагировать на подобные провокации и какие при этом должны быть приоритеты?
В конце концов, где наш пыл, когда речь идет о других проявлениях несправедливости, например, продолжающихся конфликтах в Сирии и Бахрейне? Можно ли эту энергию направить в более продуктивное русло? Почему она почти всегда разрушительная?
Тут будет нелишне прислушаться к совету, данному самим Пророком: «Не рассказать ли вам о том, что лучше, чем пост, молитва и милостыня? Это примирение раздоров между людьми. Остерегайтесь ненависти – она лишает вас вашей религии».
Ислам дает нам и много других, более прямых наставлений о том, как следует реагировать на оскорбления. Когда Пророк был побит камнями и изгнан из Таифа, он стал просить Бога не уничтожить этих людей, наставить их на истинный путь. Коран учит нас: «… и веди спор с ними наилучшим образом…» (16:125). Он также напоминает нам, что «не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше…» (41:34). Ведь если мы отталкиваем злое злым же, то победить может только зло.
Коран также учит нас не проклинать богов других религий в ответ на оскорбления их приверженцев. На самом деле, все то, что составляет основу нашей религии — Бог, Пророк, Коран и т.д. – вовсе не нуждается в защите. Если мы действительно веруем, то разве может хоть один человек сказать или сделать что-то, способное поколебать нашу веру или навредить ей? Пылко бросаясь на защиту всего, что для нас свято, мы лишь прибавляем убедительности этим оскорблениям.
В последнее время мусульмане в разных странах требуют введения законов о богохульстве. Но мне кажется, что восприятие мусульманами подобных ситуаций, как оскорбляющих, и демонстрируемая ими бурная реакция зачастую связаны с глубоким чувством незащищенности, связанным, возможно, с постколониальной историей, разочарованием в этичности сегодняшней глобальной политики, отчуждением от духовности их собственной религиозной традиции, политикой национальной идентичности и т.д.
Законами о богохульстве, как, впрочем, и любыми законами, столь глубокие проблемы не решить.
Законы о богохульстве были отменены в Великобритании в 2008 году, потому что они устарели. Последний раз за их нарушение кого-то посадили в тюрьму в 1920 году. Вместо них вводились законы, защищающие людей, а не религии (например, о подстрекательстве к религиозной ненависти).
Соблюсти равновесие между правом на свободу слова и недопустимостью оскорблений очень непросто.
Напряженность может возникнуть в любом обществе, и всегда есть необходимость в определенных законных границах, не допускающих эксплуатации и несправедливости, особенно по отношению к слабым и наиболее уязвимым.
Защищать нужно не идеи и верования, а людей.
Конечно, хотелось бы приличия и вежливости в общественном дискурсе. Но проблема в том, как реагировать, если ваши убеждения подвергаются грубым или оскорбительным замечаниям.
Человеческое общество уже доросло до того, чтобы ценить свободу слова и возможность выражать сомнения. Стоит также отметить, что большая часть того, чего удалось добиться мусульманам — религиозная свобода, борьба с дискриминацией и равенство — основывается на таких понятиях, как свобода и права человека.
И требуя соблюдения приличий, следует в то же время понимать, что возражения и сомнения лучше высказывать, чем хранить внутри. Нужно признать, что люди боятся ислама и мусульман. И этот страх, так же, как бытующие предрассудки и предубеждения, не одолеть лишь ограничениями того, что они могут говорить. Наоборот, нужно предоставить людям больше свободы для обсуждений, споров, возможности высказать то, что их тревожит. Только создав атмосферу свободного обсуждения можно надеяться, что нам удастся развеять бытующие опасения. Хотя многое из того, что мы при этом услышим, покажется неприятным и трудным.
Дилвар Хусейн, президент Исламского общества Великобритании. Английский вариант статьи опубликован на сайте emel.com