Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, кандидат политических наук:
Власти предпринимают какие-то попытки снижения накала межнационального противостояния в стране, но это половинчатые или, скорее, диссонансные меры. Дадут ли они желаемого эффекта? Я уверен, что нет. По крайней мере, пока существует полный «разгул» в средствах массовой информации. Ведь получается, что губернаторов собираются привлекать к уголовной ответственности, в то время как информационная сфера РФ намеренно занимается разжиганием розни.
Руководителям республик придется сильно закручивать гайки: они начнут пытаться затыкать рты прессе, замалчивать какие-то громкие факты, и это мало кого обрадует. Проблема в том, что в стране отсутствует единая национальная политика, которая, возможно, и решила бы часть проблем. Но наша Госдума продолжает принимать на удивление нелогичные и бестолковые проекты. Поэтому я не удивлюсь, когда сигнал, поступивший из Кремля, заставит большинство депутатов проголосовать в поддержку этого законопроекта.
В современной политологии существует такое понятие «фронтир», то есть регионы, по которым проходят границы между культурами, народами, религиями. Думаю, в этом случае, под «прицел» нового закона попадут зоны фронтира, которые четко обозначены в Ставрополье, Краснодарском крае (который соприкасается с северокавказскими республиками), возможно, даже сибирских регионах.
И, конечно, в Москве, которая находится далеко от Кавказа, но, тем не менее, именно здесь проходят границы непонимания между большинством русскоязычного населения и выходцами из Северного Кавказа.
Дмитрий Орешкин, политолог, ведущий сотрудник Института географии РАН:
Существует такое неискореняемое понятие, как политическая конкуренция, гонка за кресло губернатора. Любую потасовку в местном кафе, где поблизости проходил, допустим, чеченец, при желании можно конвертировать в межнациональное столкновение. Хороший ход, чтобы подорвать позиции действующего губернатора и выдвинуть себя следующим кандидатом.
Или же, предположим, в республике существует крупная компания, которой местное правительство мешает развернуться, – облагает налогами, достает проверками. В таком случае, завозятся несколько кавказцев, которых «натравливают» на местных, и увозят восвояси, а губернатор отвечает.
Но никакой глава не захочет допустить, чтобы сведения, из-за которых он может пострадать, просочились в народ. Следовательно, в стране первым делом начнут ужесточать цензуру.
Я считаю, что таким законопроектом наши чиновники хотят просто продемонстрировать заботу о трудящихся и свою реакцию на обостряющиеся проблемы. Все, теперь можно оттереть пот со лба и объяснить народу, что недаром парламентарии просиживают штаны в законодательном органе.
Только проблема-то совершенно в другом – в далеко небескорыстных правоохранительных органах, которые действуют лишь из собственных интересов, плюя на закон.
Любой акт насилия в стране — неважно в отношении кого и какая конфессия замешана — расследуется в соответствии с возможностями и давлением «сверху». Сегодня можно все – откупиться, дать взятку, чтобы кого-то посадили. Правоохранительный орган РФ превращается из органа защиты закона в орган сведения счетов, а это губительно.
В условиях этой коррупционности преимущества получают те, кто имеет доступ к ресурсам и рычагам давления. Когда кого-то «отмажут», вина переляжет на другого. А это и будет восприниматься как межнациональная несправедливость. В США, по статистике, большую часть преступлений совершают темнокожие и латиноамериканцы, но, тем не менее, ощущение несправедливости расследования в их отношении ни у кого не возникает. У нас с этим проблема.
Легко придумать закон (мол, пусть губернаторы за все отвечают), но сложно сделать органы эффективными, добросовестными и независимыми. Законодатели, как обычно, пошли по простому для себя пути.
Максим Шевченко, член Совета по правам человека при президенте РФ, журналист:
В первую очередь, необходимо разграничить понятия – человеку нельзя запрещать следовать своим традициям и развивать тот народ, к которому он принадлежит. То есть, все, что касается веры и национальности губернатора – это его личное дело. Неважно, кто он, православный или мусульманин, он может спокойно говорить – к какой религии и к какому народу принадлежит. Он должен поддерживать свой народ, свою Родину, свои традиции – и в этом нет ничего предосудительного.
Другое дело, когда губернатор начинает противопоставлять свой народ всем другим этносам, объявлять своих соотечественников «хорошими», а других «плохими», помогать представителям только своего этноса или этнических групп при занятии высоких должностей. Такие губернаторы должны сниматься со своих постов и предаваться суду.
Я считаю, если губернатор сам виновен в разжигании межнациональной розни и делает это сознательно, то наказывать его необходимо гораздо жестче. Если при решении гражданских конфликтов, человек отдает предпочтение не Конституции, не правам граждан, а противопоставляет один народ другому в рамках Российской Федерации, его надо не просто наказывать, но и проводить служебное расследование с вытекающими последствиями.
Что касается ответственности и штрафа за межнациональный конфликт, мне кажется, тут мера недостаточно продумана. Я не понимаю, как человек может нести всю ответственность за такие вещи. Как он может все контролировать, «душить» на корню любые проявления межнациональных трений? Это, на мой взгляд, нереально.