Все эти изменения «вернут Аль-Азхар в первоначальное состояние независимого института» после десятилетий государственного контроля, заявил заместитель председателя правящей Партии свободы и справедливости Эссам аль-Эриан.
Но руководство университета утверждает, что вовсе не желало этой роли.
«Салафиты хотят сделать Аль-Азхар частью политической системы, против чего мы возражаем, — заявил советник главы университета Абдель Дайем-Нусейр, участвовавший в работе конституционной комиссии. — Мы не хотим рассматривать закон с точки зрения религиозной догмы, говорящей «это правильно» или «это неправильно».
Сами салафиты подобные предположения категорически опровергают. «Мы не для того освобождаем Аль-Азхар, чтобы просто взять управление на себя», — заявил один из лидеров консервативной партии «Нур» Надер Бакар.
Он заверил, что салафиты вовсе не требуют для университета окончательного слова в интерпретации исламского права.
«Азхар – это не Ватикан, — сказал Надер Бакар. — Никто в исламе не обладает безусловным авторитетом».
Борьба за роль центра суннитской исламской учености в политической жизни страны неминуемо скажется не только в Египте, но и далеко за его пределами. На протяжении веков он имел огромное влияние во всем мире, и сейчас здесь ежегодно обучаются миллионы студентов из самых разных стран.
Получая глубокие шариатские знания, они одновременно учатся плюрализму, уважению к неисламским культурам, правам женщин и меньшинств.
В последние десятилетия репутация Аль-Азхара, несмотря на его давнюю историю, оказалась запятнана тесной связью с целым рядом египетских диктаторов, вплоть до президента Хосни Мубарака. Когда режим был свергнут в начале прошлого года, Аль-Азхар представлялся ослабленным и готовым к смене руководства.
Однако этого не произошло. Великий шейх Ахмед аль-Тайиб, назначенный Мубараком, сумел удержаться на своей должности, став главным сторонником диалога между президентом Мухаммадом Мурси и его исламистскими сторонниками с одной стороны, и оппозиционной коалицией левых и либералов – с другой.
Недоброжелатели аль-Тайиба говорят, что своим выживанием на посту великого шейха он обязан прежде всего собственной готовностью «смириться с новым порядком».
Действительно, мраморный двор и изящные минареты Аль-Азхара послужили в этом году фоном для сцен, просто немыслимых в эпоху Мубарака, когда «Братья-мусульмане» подвергались преследованиям за свои взгляды.
Здесь выступили премьер-министр Палестины Исмаил Хания и председатель Всемирного совета мусульманских ученых Юсуф аль-Кардави.
«Мы говорим Израилю: ваши дни сочтены, — заявил аль-Кардави, входящий в высший совет Аль-Азхара, который будет определять исламский характер законов Египта. — Бог может оставить угнетателя безнаказанным на некоторое время, но когда время суда придет, не будет никакого спасения».
Слова ученого о том, что единая исламская нация неминуемо уничтожит Израиль, не могли не вызвать озабоченность многих ближневосточных правительств, избежавших волны арабских революций, и привыкших к спокойному сосуществованию с союзником США в регионе, залогом которого выступал первым подписавший мирный договор Египет.
Чиновник одной из ближневосточных стран, пожелавший сохранить анонимность, выразил опасения, что взгляды Кардави и его идеологических соратников в конечном счете одержат верх в Аль-Азхаре, независимо от того, кто занимает должность великого шейха.
«Мусульмане-сунниты окажутся под влиянием этих голосов, и не только на Ближнем Востоке, но и в мусульманских общинах Европы и всего мира», — цитирует чиновника Wall Street Journal.