Во время недавнего заседания Совета министров Израиля министр внутренних дел Эли Ишай и глава оппозиционной партии «Кадима» Шауль Мофаз потребовали, чтобы солдатам было позволено применение «максимальной силы против палестинских угроз», в том числе боевые патроны.
«Солдат, действующий в полевых условиях, имеет возможность принять соответствующее решение после оценки ситуации и уровня опасности, с которой столкнулись он и его коллеги, и на основе своей личной оценки может прибегнуть к использованию боевых патронов», — цитировал 7 канал израильского телевидения представителя военного командования.
По словам Морада Штифи, координатора еженедельных ненасильственных протестов в деревне Куфр Каддум, демонстрация, во время которой было снято так возмутившее израильских политиков видео, состоялась 7 декабря, вскоре после нападения Израиля на сектор Газа.
«Когда мы услышали, что солдатам хотят разрешить использовать боевые патроны, чтобы они больше не бежали, с демонстрацией на следующей неделе были очень осторожны, — цитирует его «Аль-Джазира». — Мы пригласили множество людей – международных и израильских активистов, СМИ — потому что знали, что израильские солдаты будут злыми».
Член Комитета по координации народной борьбы Абир Копти отмечает, что стрельба боевыми патронами по безоружным палестинцам – дело вовсе не новое. «Как гласит израильский военный закон, любой протест на Западном берегу считается незаконным, и это позволяет им использовать так называемые «средства для разгона» — варьирующиеся от слезоточивого газа, пуль с резиновым покрытием до боевых патронов».
Убийство в Хевроне
Через несколько дней после призыва израильских политиков к более широкому применению боевых патронов, в центре города Хеврон на Западном берегу на одном из контрольно-пропускных пунктов израильские полицейские застрелили палестинского подростка Мухаммада Салаймаха, которому только что исполнилось 17 лет.
«Они выстрелили в него на поражение боевыми патронами. Обычно они этого не делают», — говорит местный правозащитник Иса Амро.
По его словам, в последнее время все жители Хеврона отмечают заметное увеличение использования боевых патронов против демонстрантов.
С конца 1960-х годов израильские поселенцы начали захватывать здания в Старом городе Хеврона. Подступы к ним перекрыли десятки израильских контрольно-пропускных пунктов, размещенных в извилистых старинных переулках. Военные и полиция охраняют поселенцев на земле и на крышах домов.
С тех пор конфликт между израильскими поселенцами, военными и палестинцами не затухал, и все же жители Хеврона не привыкли к выстрелам боевыми патронами. Но после того, как израильские политики начали говорить о предоставлении солдатам большей свободы действий, эти характерные звуки слышатся в городе почти ежедневно.
«После убийства Салаймаха стало очевидно, что боевой стрельбы стало больше. Во время протестов против его убийства они выпустили три пули в другого подростка». – говорит Иса Амро.
Произволу подвергаются не только демонстранты, но и журналисты
«Я вижу, что солдаты становятся более жестокими, более агрессивными по отношению к палестинцам — женщинам, детям, обычным людям — не только в стрельбе боевыми патронами, но и в повседневном отношении к людям».
Он рассказал, как после убийства Мухаммада Салаймаха его знакомого журналиста, освещавшего вспыхнувшие вслед за этим протесты, остановили на улице израильские солдаты. Журналиста заставили раздеться, повалили ударами на землю, направили дуло в лицо и сказали, что сейчас застрелят, а потом выстрелили в воздух. Такому же обращению подверглись два журналиста агентства «Рейтер».
«Израильские солдаты подавляют любой голос, выступающий против насилия и оккупации на Западном берегу», — говорит Амро.
Двое протестующих были убиты во время массовых протестов на Западном берегу против последней израильской войны в Газе — Хамди Фалях из Хеврона и Рушди Тамими из Наби Салех.
«Еще около 10 протестующих были ранены боевыми патронами, в дополнение к десяткам увечий от стальных пуль с резиновым покрытием и баллончиков со слезоточивым газом, которыми стреляли прямо в протестующих», — говорит Абир Копти из Комитета по координации народной борьбы.
После войны в Газе жестокость израильских солдат заметно возросла
Еще в одной деревне на Западном берегу, где организуются еженедельные ненасильственные протесты, местная жительница Манал Тамими также отмечает заметно участившееся в последнее время применение боевых патронов.
«После войны в Газе солдаты стали стрелять настоящими пулями больше, чем когда-либо», — говорит она.
За два дня до окончания войны ее 30-летний двоюродный брат Рушди Тамими был ранен во время акции протеста стальной пулей с резиновым покрытием, и умер через два дня.
«Как и Мухаммад Салаймах в Хевроне, мой двоюродный брат ничего не сделал этим солдатам, ничем не угрожал их жизни, — говорит Манал, член палестинского сопротивления. — Он не мог убежать из-за этой раны. Один из солдат побежал к нему. Потом он выстрелил в Рушди в упор».
Правдивость ее слов подтверждает размещенная на YouTube видеозапись акции протеста.
«Он закричал, потом солдат ударил его по голове автоматом, и у него потекла кровь. Он скончался в больнице».
Если раньше израильские солдаты сначала пускали в ход слезоточивый газ и резиновые пули, то теперь они принимаются стрелять боевыми патронами чуть ли не с самого начала любой акции протеста, отмечает Манал Тамими.
Правозащитник Иса Амро из Хеврона считает, что израильские политики намеренно нагнетают атмосферу ненависти и мстительности по отношению ко всем палестинцам.
«Они не смогли уничтожить Газу и выпустить свою агрессивность, поэтому теперь отыгрываются на жителях Западного берега, — говорит Амро. — Они хотят показать палестинцам, что у них нет никакой свободы, и прежде всего свободы слова».