«В течение 132 лет Алжир подвергался жестокой и несправедливой системе: колонизации. Я признаю причиненные этим страдания», — заявил Олланд, выступая в алжирском парламенте в четверг, на второй день своего визита, направленного на улучшение дипломатических и экономических отношений.
«Мы отдаем дань памяти, памяти всех. Есть долг сказать правду о том насилии, несправедливости, убийствах и пытках», — напомнил он о войне 1954-1962 гг., покончившей с владычеством Франции и принесшей независимость Алжиру.
Прибывший накануне в столицу Алжира Олланд, которого встречали тысячи местных жителей, призвал к равноправному партнерству между двумя странами, подчеркнув при этом, что приехал не «каяться и извиняться», сообщает «Рейтер».
Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика отметил позитивные изменения в деловых отношениях между двумя странами, в том числе строительство нового завода Renault в Оране и подписание как минимум 15 новых контрактов на строительство трамвайных линий, водоочистных сооружений, телекоммуникаций и других инфраструктурных проектов.
Однако эти отношения все еще омрачается воспоминаниями о тяжелом прошлом, которое предпочитали замалчивать прежние власти Франции.
Прервал молчание
Занявший в этом году президентское кресло Олланд нарушил официальное молчание своей страны об убийстве около 200 алжирцев во время демонстрации сторонников независимости в Париже в октябре 1961 года, накануне окончания колонизации. Он также признал «кровавые репрессии» тысяч алжирцев, проживающих в материковой части Франции.
Когда его консервативный предшественник Николя Саркози пытался протолкнуть в начале этого года закон о запрете отрицания геноцида армян в Османской империи, Турция напомнила в ответ о жестокостях, совершенных французами в Алжире.
Алжирцы до сих пор остаются во Франции гражданами «второго класса». И хотя Олланд оставил в силе льготный визовый режим, благодаря которому страну ежегодно посещают 200 тысяч алжирцев, и который намеревался отменить Саркози, положение приезжих из бывшей колонии незавидное.
Официально во Франции не проводится различие по этническому признаку, однако независимые статистические данные свидетельствуют, что французы алжирского происхождения живут преимущественно в бедных кварталах, имеют меньше возможностей получить образование, подвергаются дискриминации при устройстве на работу, а потому среди них выше уровень безработицы и преступности.
Очень немного алжирцев можно увидеть во французской политике, правовой системе, СМИ и других престижных сферах деятельности, пишет Guardian.
Но готовый признать прошлые ошибки и пекущийся о развитии бизнеса президент Олланд практически ничего не сделал для решения проблем алжирцев, проживающих во Франции.
Он предпочитает не замечать растущей исламофобии, отказывается отменить политически мотивированный «запрет вуалей», и открыто осуждает халяльный забой скота и молитвы на улицах из-за нехватки мечетей.
Антидискриминационные законы оказались в самом конце его повестки дня, хотя по мере проявления негативных социальных последствий проводимой им политики жесткой экономии ущемление прав «граждан второго класса», вероятно, будет только расти.