Ученые обнаружили, что голые землекопы могут жить без кислорода, как растения‍

Ученые обнаружили новые физиологические особенности голых землекопов – холоднокровных млекопитающих, удивляющих ученых своей неуязвимостью перед онкологическими заболеваниями и нечувствительностью к боли. Уникальные млекопитающие, обитающие в восточной Африке, фактически могут превращаться в растения, чтобы пережить кислородное голодание.

Выяснилось, что голые землекопы способны часами выживать при концентрации кислорода, в которой другие животные моментально гибнут. Более того, они способны жить до 18 минут вообще без кислорода – условия, в которых лабораторные мыши погибают в течение 20 секунд.

Сотрудники Центра молекулярной медицины в Берлине рассказали, что эти безволосые подземные грызуны размером с мышь живут в узких тоннелях и лабиринтах, где концентрация кислорода всегда ниже нормы.

Поместив несколько особей для эксперимента в специальные клетки, ученые смогли выяснить, как менялась работа их организма при понижении доли О2 в воздухе. Скорость метаболизма землекопов падает, и примерно через пять часов после достижения смертельных для человека значений они впадают в анабиоз.

Кроме того, в клетках их мозга и всех остальных органов есть особый набор ферментов, позволяющий питаться не глюкозой, а фруктозой, как это делают представители флоры. Данный процесс не требует кислорода, что позволяет клеткам спокойно обходиться без него до 20 минут.

Ученые выяснили, что во время полного прекращения доступа кислорода, для обеспечения энергией клетки голого землекопа расщепляют чистую фруктозу. Тогда как обычно в метаболизме у животных задействована глюкоза, а фруктоза используется в качестве источника энергии растениями.

«Нам первыми удалось показать, что, по крайней мере, одно млекопитающее может переключаться с глюкозного метаболизма на фруктозу при недостатке кислорода», — сообщил один из авторов исследования сотрудник Центра молекулярной медицины в Берлине Гэри Левин.

По словам ученого, используя глюкозу, зверьки могут переносить отсутствие кислорода в течение 18-20 минут. При этом здоровье грызуна не подвергается опасности и негативному воздействию, тогда как мозг и другие органы человека уже через пару минут после прекращения доступа кислорода получают необратимые повреждения.

Биологи считают, что эта особенность землекопам нужна, чтобы справляться с проблемами, связанными с перенаселенностью их нор, когда более ста животных могут спать вместе, чтобы сохранять тепло.

Так как ДНК мышей и голых землекопов идентичны на 94 %, возможно, в будущем, получится «позаимствовать» этот необычный метаболизм для человека.