«По итогам встречи с представителями министерства будет решена дальнейшая судьба протеста», — рассказал WordYou.Ru студент 5 курса РГТЭУ, заместитель председателя Студенческого совета Алексей Сидоров.
Во вторник вечером студенты Российского государственного торгово-экономического университета объявили забастовку, протестуя против несправедливого, по их мнению, признания вуза «неэффективным». Студенты намерены потребовать проведения корректировки итоговых результатов мониторинга работы университета, а также «заморозки» процесса реорганизации учебного заведения до проведения повторной оценки эффективности вузов.
«Обидно за вуз. Мы уверены, что эта оценка – необъективна. В Министерстве образования совершенно не оценивали, как нас обучают, как востребованы на рынке выпускники РГТЭУ», — говорит Алексей.
По его словам, забастовка стала крайней мерой, до этого студенты пробовали достучаться до чиновников другими способами, но все оказалось напрасно.
«Мы проводили пресс-конференции, добивались встречи, а потом решили организовать пикет перед Белым домом, но власти его не согласовали, а отправили нас к метро «Улица 1905 года». Тогда мы решили устроить забастовку», — рассказывает пятикурсник.
Большая часть преподавателей, а также руководство вуза – поддерживает учащихся. Ректор РГТЭУ Сергей Бабурин заявил, что никого разгонять не собирается, поскольку студенты не допустят нарушений общественного порядка.
Оппозиция спешит на помощь
Забастовка студентов вызвала большой интерес у лидеров российской оппозиции, с собственными акциями протеста у которых пока не складывается.
Российские СМИ сообщили, что к бастующим студентам приехали координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, депутаты-оппозиционеры Дмитрий Гудков и Илья Пономарев, а также несколько членов КПРФ.
В своем Twitter микроблоге Удальцов написал: «Полностью поддерживаю требования студентов. В случае отсутствия реакции чиновников предлагаю идти с акцией протеста к Минобразования». Как сообщили WordYou.Ru студенты, наведывался в вуз и Алексей Навальный.
«Они высказали свою поддержку, а потом стали говорить о какой-то политической подоплеке нашей забастовки. Но мы сказу заявили – мы политикой не занимаемся, нас интересует образование и будущее нашего вуза. Они, конечно, несколько поостыли», — говорит Алексей
Сейчас, часть студентов разошлась по домам или на учебу, часть поехала на встречу с представителями Минобрнауки, но многие по-прежнему остаются в актовом зале. Студенты заявляют о готовности протестовать до тех пор, пока их не услышат.
«Хорошо, но мало»
По мнению директора Института глобализации и социальных движений, политолога Бориса Кагарлицкого, студенты выбрали правильный способ борьбы, но забастовка РГТЭУ будет значимой, если ее поддержат другие вузы, и она распространится по всей стране. В противном случае – вряд ли что-либо изменится.
«Эту забастовку можно характеризовать выражением «хорошо, но мало», потому что вопрос, по большому счету, не только с ситуацией в РГТЭУ, а в том, что у нас делается с образованием в целом. И если какие-то радикальные меры не будут приняты, то система образования будет просто уничтожена. Ранее Фурсенко, а теперь Ливанов наносят ей, как говорится, раны, не совместимые с жизнью», — заявил политолог WordYou.Ru.
Не согласен Кагарлицкий и с критериями эффективности/неэффективности, выбранными в министерстве образования и науки.
«Во всем мире критериями служат — преподавательская деятельность, репутация вуза, и, наконец, последующее трудоустройство студентов. Именно эти вузы в Минобрнауки РФ и не использовали», — говорит политолог.
В ноябре Минобрнауки обнародовало список вузов и филиалов, в которых проверка выявила «признаки неэффективности» по ряду критериев. (В мониторинге высших учебных заведений приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала). В итоге ведомство разделило список «неэффективных» вузов на 3 группы. В первую группу попали учреждения с признаками неэффективности, связанными со спецификой их деятельности, — архитектурно-художественные, театральные, транспортные вузы и филиалы и т.д. Во второй — вузы и филиалы, для которых до конца года должны быть разработаны программ развития, согласованных с учредителем и регионом. И, наконец, в третью угодили неэффективные образовательные учреждения, которым предстоит реорганизация.