«Посольство Украины, посольство России, граждане этих стран, а также иранцы отныне будут добычей и целью для всех наших сил. Мы призываем не выпускать ни украинца, ни русского, ни иранца живыми из Сирии. Это мы заявляем в ответ на заявление МИД Украины о шпионке с Украины Анхар Кочневой, которая носила оружие и была переводчиком для российских офицеров», — говорится в видеоролике, записанном, предположительно сирийскими боевиками, вот уже два месяца удерживающими Анхар. Видеозапись, подлинность которой пока не доказана, оказалась в распоряжении телеканала „Украина“.
Накануне министерство иностранных дел Украины призвало власти Сирии предпринять меры по спасению украинской журналистки Анхар Кочневой. «Украина требует немедленного освобождения Анхар Кочневой, и будет прилагать решительные усилия для международного осуждения этого проявления насилия против гражданского лица с соответствующей квалификацией группировки, которая удерживает украинку, и привлечения виновных лиц к ответственности», — заявил руководитель пресс-службы МИД Украины Александр Дикусаров.
В заявлении МИД Украины также говорилось, что ведомство не одобряет похищение людей ради достижения политических целей. Записанные на следующий день после этого обращения видеоугрозы похитителей являются, по всей вероятности, своеобразным ответом сирийских боевиков на призыв украинских властей.
Хотя МИД Украины утверждает, что принимает всесторонние меры для освобождения журналистки, однако друзья и коллеги Анхар Кочневой сомневаются в том, что предпринимаемые официальным Киевом шаги достаточны для того, чтобы спасти журналистку.
Похищена за проасадовскую позицию?
Анхар Кочнева, работавшая на Ближнем Востоке в качестве переводчицы и журналистки, сотрудничала со многими российскими СМИ, в том числе с телеканалами НТВ, РЕН-ТВ и Russia Today.
Прекрасно владеющая арабским языком (мама Анхар палестинка, а отец украинец), Кочнева не скрывала своего резко отрицательного отношения к сирийским постанцам, считая их бандитами и терорристами. В своих репортажах и интервью она защищала позиции официального Дамаска, утверждая, что протесты повстанцев нельзя называть массовыми, а видеозаписи, демонстрирующие масштабы насилия со стороны войск Асада, являются постановочными. По мнению многих наблюдателей, именно это обстоятельство могло послужить поводом для похищения Анхар.
Однако нельзя исключить и тот вариант, что журналистка изначально могла попасть в руки к обыкновенным бандитам, которые чувствуют себя вольготно на любой войне. Вполне возможно, что захватившие ее сначала даже не знали, кто она такая и какой стороне конфликта симпатизирует. И только потом попала к одному из подразделений Сирийской свободной армии.
Такой вывод напрашивается и со слов самой Анхар, на которую ссылается ее коллега Вадим Фефилов, утверждающий, что журналистка выходила с ним на связь из плена. Собкор НТВ на Ближнем Востоке написал в своем блоге, что Кочнева звонила ему по телефону, который ей предоставили боевики, а также дала ему номер повстанцев, через который можно с ней связаться.
«По телефону из плена Анхар Кочнева сказала следующее: «По дороге за Хомсом меня захватили какие-то отморозки. От группового изнасилования спасли вот эти парни, у которых я сейчас нахожусь. Это отряд Свободной Сирийской Армии, отношение ко мне нормальное — угощают соками, фруктами. Живу в штабе непосредственно, их командир любезно уступил мне свою комнату», — написал Фефилов.
Консулу не до Кочневой, он «страшно занят»
По словам Фефилова, Кочнева сообщила ему, что ей самой не дают напрямую связаться с консулом и попросила сообщить украинским властям ее координаты.
Однако попытки собкора НТВ встретиться с украинским консулом в Дамаске и передать ему контактный номер боевиков не увенчались успехом. Консул просто отмахнулся от журналиста, сославшись на занятость. «Страшно занят, лично встретиться не могу, ну когда в следующий раз будет она вам звонить, то дайте мой номерок, пускай мне звякнет», — приводит журналист слова украинского консула по имени Евгений. Он также предположил, что за прошедшие дни Анхар могла быть передана другим боевикам, которые и могли предъявить ультиматум с требованием выкупа. Однако по информации Wordyou.ru, она все еще находится в штабе одного из подразделений Свободной сирийской армии. Сирийским спецслужбам удалось установить ее местонахождение, запилинговав телефонные разговоры повстанцев, однако доступа к этим местам у сирийских властей нет.
Кочневу нужно спасать немедленно
Между тем, срок ультиматума, предъявленного похитителями, подходит к концу, но никаких конкретных шагов по освобождению Анхар Кочневой, по всей видимости, не предпринято. Жизнь журналистки по-прежнему висит на волоске.
Помочь освободить ее могли бы российские власти, у которых на Ближнем Востоке имеются обширные связи и агентурная сеть. Однако переговоры с повстанцами будут непростыми из-за позиции России, все еще поддерживающей Асада. Кроме того, Анхар Кочнева — гражданка Украины, хотя и жила последние годы в России.
И все же трудно предположить, что российское дипломатическое ведомство не имеет никаких путей выхода или влияния на сирийских повстанцев, которые она могла бы использовать для давления на представителей Свободной сирийской армии с целью освобождения Анхар Кочневой. Тем более, что представители МИД России уже высказывают пока еще осторожные сомнения насчет того, что режим Асада может удержаться у власти.
«Надо смотреть фактам в глаза: тенденция как раз в том направлении, что режим правительства теряет все больше контроля над все большей территорией страны», — сказал заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов, выступая в четверг в Общественной палате.
Надежда лишь на журналистскую солидарность
И все же, в сложившихся условиях чуть ли не единственной надеждой остается журналистская солидарность. Союз журналистов России уже обращался к похитителям Кочневой с просьбой освободить журналистку. Однако простых просьб и обращений очевидно недостачно. Часто для спасения жизни заложников, особенно если речь идет о журналистах или правозащитниках, немаловажную роль играет именно широкий общественный резонанс. Возможно, необходима срочная общественная кампания с петициями, митингами и широким освещением в СМИ. В том числе и на тех телеканалах, которые ранее пользовались услугами Кочневой, а сегодня ограничиваются новостными сообщениями о «требованиях похитителей».