Аристократия на протяжении всей истории всегда стремилась подчеркнуть свое превосходство и отделить себя от простого народа. Это проявлялось не только в их одежде, поведении и привычках, но и в их именах. Даже так называемые «классические» имена не оставались в стороне и подвергались изменениям, чтобы подчеркнуть дворянское происхождение человека. Известно, что аристократические семьи часто добавляли или изменяли свои имена, чтобы отражать их высокий статус. Это могло быть сделано путем добавления приставок или суффиксов, которые звучали более благородно или знатно. Например, простое имя «Иван» могло стать «Иванович» или «Ивановский», чтобы указать на принадлежность к дворянскому роду.
Какими именам не называли детей аристократов
Элитное сословие всегда придерживалось четких правил: как себя вести, с кем общаться, как воспитывать детей и, конечно, как их называть. Аристократия предпочитала христианские имена и считала, что старославянские языческие — удел простолюдинов. Принадлежности к знати лишний раз подчеркивало наличие только одного имени — христианского. Рассказываем, какие имена были признаком низшего класса.
- Игорь. Считается, что новорожденному Игорю присуще как положительные, так и отрицательные черты лица. Трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность открывают перед ним многие двери. Вот только отсутсвие терпения, усидчивости и переменчивое настроение могут сделать путь к намеченной цели более тернистым.
- Светлана. Светлану часто называют «светом Земли», наверное, поэтому общительность и умение коммуницировать — ее сильные стороны. При этом жизнь Светланы полна противоречий: она добра к людям, но знает больную точку каждого, и может нанести удар, когда его никто не ожидает.
- Вадим. И несмотря на то, что аристократы не охотно давали своим детям имя «Вадим», его обладатели делает все в согласии с совестью. Именно поэтому от него не стоит ждать ножа в спину и общения ради выгоды.
- Татьяна. Характер Татьяны видоизменяется на протяжении всей ее жизни. Активность и лидерские качества скрещиваются с упрямством, а порой и властностью. Любовь к свободе открывает перед ней многие границы, но усложняет общение с людьми. Рано или поздно непредсказуемость сменится более спокойным и рассудительным подходом.
Аристократические формы имен
К изначально княжеским относились:
- Олег,
- Всеволод,
- Игорь,
- Ярослав,
- Ярополк,
- Святослав,
- Владимир,
- Изяслав,
- Мстислав.
Обычно они чередовались среди представителей одного и того же рода через поколение, сыновей традиционно называли в честь их славных дедов.
После крещения Руси в число аристократических вошли:
- Константин,
- Александр,
- Борис,
- Иоанн (Иван),
- Василий,
- Николай,
- Андрей,
- Михаил,
- Дмитрий,
- Федор,
- Петр,
- Платон,
- Илларион,
- Павел,
- Сергей.
Все это были имена известных правителей или особо почитаемых святых. Достаточно вспомнить византийского императора Константина, знаменитого завоевателя Александра Македонского или апостола Павла.
Если говорить о представительницах слабого пола, то девочки из знатных родов часто получали такие имена:
- Ольга,
- Софья,
- Елизавета,
- Елена,
- Анна,
- Наталья,
- Александра.
Тоже в честь княгини Ольги, Софьи Палеолог или святой Анны.
Имена, которыми нарекали крестьянских детей
Учитывая, что положение землепашцев в дореволюционной России всегда было в самом низу социальной лестницы, им не полагалось многое из того, что сейчас называется гражданскими правами. Например, считалось непозволительной дерзостью дать своему сыну или дочери какое-нибудь из имен, не приличествующих по статусу.
До повсеместного распространения христианства земледельцев и скотников называли по внешности, характеру, личным особенностям или даже по порядку появления на свет в родительской семье: Беляк, Молчан, Первыш, Худяш, Рыжик, Ждан, Тугоух, Угрюм и т.п.
После принятия православия для выбора крестильного имени обязательно использовались церковные святцы. Но будучи людьми скромными, крестьяне даже не смотрели на царей или героев, следуя неписаному правилу о жестком сословном разделении всех сторон жизни. В среде землепашцев наибольшее распространение получили имена менее значимых с общественной точки зрения святых:
- Потап,
- Антип,
- Никодим,
- Богдан,
- Вадим,
- Архип,
- Игнат,
- Терентий,
- Никита,
- Фрол,
- Анисим,
- Егор,
- Осип,
- Савелий,
- Ермолай,
- Кузьма,
- Тимофей.
Аналогичная то картина прослеживается и в случае с простыми русскими женщинами. Крестьянских девочек часто нарекали Ефросиньями, Фёклами, Марфами, Агафьями, Евдокиями, Матренами, Татьянами, Дарьями, Анфисами, Акулинами.
Когда русские начали называют детей иностранным именами
В свете реформ, внедренных Петром I в XVIII веке, русская знать стремилась подражать просвещенной Европе. Заграничные веяния проникли во все сферы жизни, и мода на иностранные имена стала особенно популярной среди дворянства. Французские, немецкие и английские аналоги имен, такие как Николя, Серж, Мишель, Алекс, Даниэль, Натали, Эльза, Элизабет, Марго и Кристина, стали весьма престижными.
Однако после Октябрьской революции 1917 года, жесткая социальная иерархия была разрушена, и родители получили свободу выбирать имена для своих детей по своему усмотрению. Это привело к появлению новой моды на пролетарские имена.
Изменения в обществе отразились на выборе имен, и родители стали называть своих детей именами, связанными с рабочим классом и пролетариатом. Такие имена отражали новое время и стремление к равенству. Эта мода на пролетарские имена была одной из проявлений социальных перемен, происходивших в России после революции.
Таким образом, имена в России претерпели значительные изменения с течением времени, от подражания иностранным тенденциям до отражения новых социальных реалий.