Закрыть

Общество

Страна особо крупных размеров

 

Российское руководство оказалось в щекотливой ситуации – ведь только в мае этого года Москва начала процесс присоединения к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок. Как выясняется, процесс присоединения не изменил сути коррупционной системы. Но вот что касается внесения соответствующих поправок в законодательство, у нас, как всегда, все в порядке.

Заметим, что место России в рейтинге Transparency International может негативно отразиться и на любимом детище главы государства – инновационном проекте «Сколково», в который вовлекаются зарубежные компании. Не говоря уже о проекте создания в Москве Международного финансового центра.

Корни-то взяточничества «экспортной» коррупции тянутся из самого нашего государства. Как справедливо заметила глава TI-R (российского отделения Transparency) Елена Панфилова, «страна по сей день борется с внутренней коррупцией, в особенности в государственных учреждениях, и вполне естественно, что взятки распространяются и на частные предприятия как внутри РФ, так и за рубежом».

Позор на экспорт

У TI свои технологии определения коррумпированности тех или иных стран. В итоге кропотливой исследовательской работы мир получил список, в котором зафиксировано 28 позиций.

Страны с минимальным уровнем взяточничества экспортных компаний могли заработать до 10 баллов. В результате первое место поделили голландцы и швейцарцы (8,8 балла),за ними следует Бельгия (8,7 балла), США – на десятом месте с 8,1 балла, А вот замыкают список Мексика (7,0), Китай (6,5) и Россия (6,1). Напомним, что в 2008 году наша страна, увы, также заняла последнее место в этом рейтинге с результатом 5,9 балла.

«Ситуация с Китаем и Россией является серьезным поводом для беспокойства… Более всего в последние годы российские компании усилили свое присутствие в нефтегазовом секторе, для Китая же это горнодобывающая индустрия и инфраструктура», — утверждают эксперты Transparency.

Мы попросили прокомментировать ситуацию завкафедрой микроэкономического анализа Высшей школы экономики Марка Левина.

— Во-первых, российские компании пытаются пробиться на мировой рынок. Но нам надо еще посмотреть на качество предлагаемой ими продукции и сверить его с качеством, допустим, их голландских коллег. В этом случае можно сказать, что с помощью взяток выплачивается своеобразная компенсация за недостаточно высокий уровень качества того, что предлагают россияне, — отметил профессор Левин. – А во-вторых, российские компании считают просто нелепым и глупым не использовать опыт коррупции, наработанный ими внутри своей страны…

— Есть еще и третий фактор: зарубежные компании и госструктуры тоже считают что Россия достаточно коррупционная страна и с ней можно работать посвободнее более свободно, чем с западными коллегами. Что уж тут лукавить. Но, заметим, ведь не всем девушкам предлагают деньги за любовь, — заключил эксперт.

Взятки в России, по-прежнему, гладки

Призывы к борьбе с коррупцией звучат из уст власти постоянно. Периодически вспоминают они и о том, что в этой нелегкой борьбе не худо бы перенять зарубежный опыт. WordYou решил последовать этому совету, и поинтересовался как обстоят дела в этой сфере у бывшего советника министра экономики Китайской Республики на Тайване У Чэнь-и. Ведь на там борьба с коррупцией дошла до того, что в 2010 году за взятки был осужден бывший президент Чэнь Шуйбянь – по двум делам он получил соответственно 8 и 11 лет тюрьмы.

Наш собеседник сразу заметил, что бюрократия – главный тормоз экономического сотрудничества Тайбэя и Москвы. «У Тайваня, как у непризнанного ООН государства, нет дипотношений с большинством стран мира, что не мешает успешной кооперации с ними в самых разных сферах экономики. А бюрократия, даже высшая, склонна к коррупции, мы-то хорошо знаем это. Из-за нее трудно определить коммерческие параметры тех или иных проектов», — сказал г-н У.

Заметим в скобках, что на Тайване наказывают в первую очередь взяткополучателей. Дача взятки, если нет каких-то отягчающих моментов, даже не считается уголовно наказуемым преступлением. Но здесь у каждой страны – своя специфика национального законодательства.

— Репрессивные меры должны осуществляться центральным правительством, но они требуют также поддержки со стороны гражданского общества. Когда воля политических лидеров опирается на активную общественную поддержку, то удается довольно быстро добиться сильных изменений, как это было в ходе недавней антикоррупционной чистки среди высоких чинов тайваьской армии. Напротив, если граждане возлагают все надежды на сильных правителей, а сами пассивно ждут, шумная компания борьбы с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом, или вылиться в политические репрессии. Мы проходили это при Чан Кайши, — рассказал наш собеседник.

«Позор на экспорт», — так озаглавили свой пресс-релиз сотрудники TI- R. В документах самой Transparency International не раз отмечалось, что решающий успех в борьбе с коррупцией возможен только путем повышения зависимости государства от граждан. Ни для кого не секрет, что в этом случае необходимы такие долгосрочные институциональные реформы как сокращение числа и размеров госорганов управления и их штатов, создание специальных, в том числе независимых от государства институтов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции.

Главное, чтобы это понимали сами «сильные руководители», о которых говорил нам бывший советник тайваньского министра экономики.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях