Этот вопрос, способствовавший вспышке этно-религиозного насилия минувшим летом и осенью, который унес жизни сотен мусульман-рохинья, сводится, по сути, к следующему: кто же все-таки имеет право быть гражданином Мьянмы, а кто — нет?
Группа журналистов агентства «Ассошиэйтед пресс» отправилась недавно в расположенную на одном из удаленных островов деревню Син Мау Тет, чтобы лично понаблюдать за тем, как правительственные чиновники удостоверяют гражданство обитателей бамбуковых хижин, не ведаюших электричества.
Вооружившись ручками, стопками бумаги и нарисованными от руки картами, сотрудники иммиграционной службы сидят за низкими деревянными столами, установленными прямо на земле посреди деревни, и собирают важную информацию о жизни и смерти трех последних поколений.
Подробная перепись началась в поселении Пауктау, к которому относится и деревня Син Мау Тет, 8 ноября – как раз, когда в СМИ появились сообщения о грядущем визите в страну американского президента Барака Обамы. Власти планируют провести ее во всем штате Аракан, где более 110 тысяч мусульман-рохинья стали беженцами из-за преследований буддийского большинства.
Инициативная группа из соседнего Таиланда «Проект Аракан» предупреждает, что полученные результаты вполне могут быть использованы правительством для того, чтобы окончательно лишить гражданства рохинья, на протяжении десятилетий страдающих от дискриминации. Правительство и буддийское большинство Мьянмы называют их незаконными иммигрантами из Бангладеш.
Мусульмане в деревне Син Мау Тет подтверждают эти опасения – им даже не объяснили, для чего собираются данные.
«Единственное, что мы знаем, это что нас не хотят здесь видеть», — говорит 34-летний мусульманин Зау Вин, семья которого живет в деревне с 1918 года.
До сих пор переписано более 2000 мусульманских семей, но никаких «незаконных поселенцев не обнаружено», — сообщил журналистам официальный представитель правительства Вин Мьяинг.
Неизвестно, правда, что будет в случае, если таковые обнаружатся. Чиновник отказался отвечать на вопрос, могут ли их депортировать. Да и куда? Бангладеш регулярно возвращает доведенных до отчаяния беженцев-рохинья, равно как и другие страны, включая Таиланд.
В самом городском поселении Пауктау, где от некогда значительной мусульманской общины остались лишь обугленные дома и почерневшие от огня пальмы, ясно чувствуется ненависть. Надпись на стене разрушенной мечети зловеще предупреждает, что «ракхайн будут пить кровь калар».
«Ракхайн» — это буддийское большинство, а словом «калар» здесь презрительно называют мусульман.
Президент Мьянмы Тейн Сейн, еще летом придерживавшийся жесткой риторики и заявлявший, что «невозможно принять этих рохинья, которые не являются нашими этническими гражданами», сменил тон после ноябрьского визита Обамы, призвавшего прекратить дискриминацию и вернуть рохинья гражданские права.
В своем письме в ООН считающийся реформистом Тейн Сейн пообещал, что правительство займется спорными вопросами, «начиная с переселения перемещенных лиц и кончая предоставлением гражданства».
Очевидно, выполнением президентских обещаний и занимаются чиновники в деревне Син Мау Тет. И только один важный вопрос они не задают опрашиваемым, оставляя пустое место в графе «раса / национальность».
После каждого интервью они собственноручно вписывают в эту графу слово «бенгали».
Некоторые мусульмане жаловались западным журналистам, что чиновники отказываются регистрировать их как рохинья, заявляя, что «такой народности не существует».
Один местный житель сообщил, что был избит за отказ подписать анкету со словом «бенгали» в графе «национальность».
«Быть бенгальцем означает, что нас можно арестовать и депортировать. Это значит, что мы не являемся частью этой страны, — говорит Зау Вин, один из опрошенных мусульман. – Но мы не бенгали. Мы рохинья».