Мода и сейчас способна удивлять своими причудами, а в прежние времена она была часто сопряжена с опасностями и неудобствами. Например, зачем в Средние века женщины брили лоб, создавая себе лишние проблемы?
На самом деле знатные особы были вынуждены выбривать несколько сантиметров волос на лбу, а порою также беспощадно обходились и с бровями. Недаром у знаменитой Моны Лизы почти не видно волос.
Почему в Средневековье женщины брили лоб?
В бургундской и флорентийской моде есть одна общая и очень странная черта — необходимость брить лоб, чтобы создать нужную прическу. Женщины XV века вынуждены были порою даже сбривать брови, но касалось это лишь аристократок Италии, Франции и Нидерландов. Основоположницей этой моды считается Изабелла Баварская, жившая между 1370 и 1435 годом, королева и жена Карла VI Безумного.
Если верить источникам, то королева Франции была неумеренна в запросах, вела развратный образ жизни и изрядно изменяла мужу. Также она пробовала себя в качестве модельера, положив начало таким модным новинкам, как платья с огромным декольте и головные уборы, под которые положено было специально брить лоб и брови. Изабелла Баварская, видимо, считала именно эти изыски украшением женщины.
Могла ли мода «поэтизировать» болезненные черты?
Но некоторые историки склонны считать, что в Средневековье женщины брили лоб не только из-за моды. Известно, что в Европе уровень жизни и гигиены оставлял желать лучшего, потому часты были заболевания рахитом. А так как у переболевших детей наблюдалось облысение передней части головы, то и мода появилась соответственная. В этих болезненных чертах даже стали находить своеобразный шарм. Например, красивой считалась тонкая шея и неестественно бледный цвет лица, высокий до неприличия лоб.
Чем более выделялся лоб, тем красивее и «статуснее» считалась женщина. Чтобы добиться нужного эффекта, волосы надо лбом и затылком выбривали на несколько сантиметров в зависимости от «эстетических» запросов. Более того, некоторые дамы предпочитали полностью избавляться от волос на лице, выщипывая даже ресницы. В наше время это правда звучит ужасно.
Моралисты взбунтовались в ответ на такую моду. К примеру, Жоффруа де ла Тур Ландри написал поучение для своих дочерей, в котором однозначно заявляет:
«Милые дочери, не выщипывайте ни брови, ни виски, ни волосы со лба, чтоб те казались выше того, как то назначила природа».
Бургундская мода
Еще более обостряется тенденция к избавлению от «лишних» волос во времена бургундских герцогов Филиппа III Доброго (1396 — 1467) и его преемника Карла Смелого (1433 — 1477).
И вновь придворные даны вынуждены были громоздить на голове головные уборы, при этом волосы не должны из-под них выглядывать. Потому они становятся чем-то ненужным и даже постыдным. Брови удаляются вместе с излишками волос на лбу, висках и затылках.
Большой популярностью пользуется головной убор геннин, который появился при французском дворе еще в конце XIV в. и целое столетие не сдавал позиций. Он представляет из себя конструкцию на каркасе либо из китового уса, либо из металла, а сверху покрывается дорогими тканями — парчой или бархатом. К головному убору крепили длинную, почти до пят, вуаль. Для женщин это было самой простой возможностью продемонстрировать свой социальный статус, а это являлось частью традиций средневековой знати. При этом чем выше положение женщины, тем более увесистую конструкцию ей приходилось носить.
Этот головной убор порой имел другие формы: двухугольную или форму полумесяца.