Обо всём

Почему ученые говорят об опасности контакта с инопланетянами

Почему ученые говорят об опасности контакта с инопланетянами itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Wordyou.ru

Проблема существования других разумных цивилизаций, кроме нашей, волнует умы ученых много столетий. Особенно остро встал вопрос с приходом инновационных методов изучения глубин космоса. Мы заглядываем все дальше — но пока ничего не находим.

Пока нет четкой уверенности в том, что инопланетяне таки существуют, ученые заняты другим вопросом — моделированием уровня технологического прогресса цивилизации, которая теоретически вступит с нами в контакт.

Вопрос контакта зависит от уровня технологий

Сегодня абсолютно ясен тот факт, что если для какой-либо цивилизации возможны межзвездные путешествия — она невероятно развита, и, скорее всего, превосходит человеческую во много раз. Но до сих пор никаких сигналов из галактики Млечный путь зафиксировать не удавалось.

Ученым приходится искать так называемые техносигнатуры, то есть признаки, по которым станет ясно, что уровень технического развития позволяет инопланетянам контактировать с другими цивилизациями. Есть определенные сигналы, которые мы можем считать даже с больших космических расстояний. Но для начала эти сигналы должны быть посланы…

Если цивилизация отстает от нас по уровню развития, то логично предположить, что мы не дождемся от нее никаких сигналов. Но если наоборот — инопланетяне находятся на более высоком уровне — то ее технологические возможности могут многократно превосходить наши.

По словам ученых, вероятность контакта с внеземным разумом велика только в том случае, если он действительно развит. С примитивными или слабо развитыми цивилизациями контакт установить или невозможно, или очень сложно. Потому все внимание обращено в сторону поисков более развитой цивилизации, чем наша.

Космические пирамиды

Кроме вопроса об уровне технологичности, важен факт долговечности высоких технологических возможностей. Вероятно, техносигнатурам должны быть сотни тысяч лет, или даже миллионы лет, потому что путешествие зондов или сигналов может продолжаться даже после того, как сама цивилизация исчезнет в силу разных причин. В уменьшенном формате подобный пример мы имеем прямо тут, на Земле: цивилизация, построившая пирамиды, мертва, зато они продолжают свое существование. Зонды высшего уровня могут реплицировать себя (создавать копии устаревших).

По длительности существования техносигнатуры ученые делят на 3 типа:

• тип А — возраст около 1000 лет, сравнимо с земной цивилизацией;
  • тип В — возраст около миллиона лет;
  • тип С — возраст около миллиарда лет.

Однако и долговечные технасигнатуры могут являться не специальными посланиями, а не более чем космическим мусором. Наши зонды наподобие «Вояджера» могут стать в будущем техносигнатурами типа В или С.

Встретим ли живую цивилизацию?

Получается, что та техносигнатура, которую мы можем здесь наблюдать, должна просуществовать уже около миллиона лет. Потому если случится так, что мы обнаружим признаки или послания другой цивилизации, то это будет означать, что она намного превосходит нашу, раз ее техносигнатуры дошли до нас из глубин космоса. Но так как цивилизации не живут миллиарды лет, мы, скорее всего, натолкнемся на сигналы уже несуществующего разума.

Ученые, изучающие вопрос космической опасности от инопланетян, говорят, что нам не стоит ориентироваться во всем на собственный опыт, проще говоря — не судить инопланетян по себе. Эффективнее будет сосредоточить внимание на поиске техносигнатур высшего уровня, чем располагаем мы. Но отсюда следует и другое заключение: для цивилизации, достигшей высокого уровня развития, становится неприемлемым применение вредных и укорачивающих срок собственной жизни сигнатур, а это значит, что инопланетяне вполне могут быть бессмертны как вид или даже как индивиды. Это резко увеличивает наши шансы на встречу с еще живой цивилизацией.

Космический интернет

Человечество наблюдает звездное небо с помощью своих телескопов примерно 60 лет — а это очень мало. Глупо предполагать, что инопланетяне располагают точно такими же технологиями, но и нельзя этого исключить. Впрочем, высокоразвитая цивилизация может уже пользоваться квантовой коммуникацией, что для нас просто пока недостижимо. А значит и случайно уловить такой сигнал мы пока не можем.

Некоторые ученые пришли к выводу, что сверхразумные жители далекой планеты могли попросту использовать скрытый канал связи, чтобы не быть обнаруженными примитивными цивилизациями. Если предположить, что первых — не одна, а несколько, то они уже могли разработать способ обмена информацией с помощью межзвездной квантовой сети.

При отсутствии квантовых приемников человечество просто не может уловить подобный сигнал, потому говорить об одиночестве хотя бы во Млечном пути еще очень и очень рано.

Опасный сигнал

Наряду с проблемой поиска сигнала стоит и другая — проблема возможной враждебности инопланетян по отношению к нам. Как с этим быть, пока совсем неясно, потому в свое время Стивен Хокинг хотел уберечь людей от поиска разумной жизни вне Земли. Собственно, даже если сами инопланетяне окажутся дружелюбными, космическая опасность может исходить именно от их технологий. Никто не может смоделировать последствия такого контакта для нас как для вида. Допустим, саморазмножающийся зонд, попавший в Солнечную систему, может стать огромной проблемой для нас на данном этапе.

А если цивилизация инопланетян уже смогла разработать искусственный интеллект, превосходящий все земные компьютеры и возможности своего собственного интеллекта, то это могло стать стать причиной их вымирания и угрожает жизни человечества. Сдержать суперинтеллект, как считают ученые, вряд ли возможно, потому развитые цивилизации могли уже переступить опасную черту, к которой мы только подходим.

А что будет, если мы встретим цивилизацию, полностью состоящую из ИИ? Ее сигнал может быть специально враждебным и нести инструкции по созданию враждебно настроенных систем. Потому антропоцентризм и проекция нашего технологического опыта на инопланетян ошибочна в корне. Пока только писатели-фантасты могут свободно фантазировать насчет внешнего облика, поведения и технологических возможностей внеземной цивилизации.