Закрыть

История

Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» снова потерялась

 
Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» снова потерялась itemprop=
Источник иллюстрации / фото: Depositphotos

Самой дорогой картиной мира на сегодняшний день считается предполагаемая работа Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Однако эксперты высказывают сомнения в том, что художник писал ее сам. На днях появились новые сведения о злоключениях картины.

Известно, что до этого она несколько лет находилась на судне принца из Саудовской Аравии. Но после путешествия по Красному морю полотно вновь исчезло из поля зрения.

Как потерялась самая дорогая картина мира Леонардо да Винчи «Спаситель мира»

Саудовский наследный принц Мухаммед бен Салман приобрел предполагаемое полотно Леонардо да Винчи «Спаситель мира» на аукционе Christie’s за баснословные $450,3 млн в 2017 году. Яхта принца Serene длиною 134 метра стала временным пристанищем для картины, однако произошло непредвиденное. Судно должно было доставить «Спасителя мира» в Париж на выставку-блокбастер да Винчи в Лувре, но произошел дипломатический спор, оборвавший планы.

Но после того как судно пришвартовалось в Красном море в конце 2020 года, картину куда-то вывезли, а сама яхта отправилась на ремонтные работы. По информации The Wall Street Journal, картина да Винчи находится где-то на территории Саудовской Аравии.

Организатор арт-ивентов Полина Павлович как представитель академического направления в изучении истории искусства считает, что мистификации неизбежны вокруг таких дорогих полотен, но лично она опирается только на авторитетные источники. По мнению Павлович, имеет смысл прислушиваться к точке зрения представителей Лувра — она наиболее объективна. А еще очень важно опираться на субъективные ощущения, которые пробуждаются при созерцании того или иного полотна.

«Я искренне верю в то, что работы великих мастеров несут в себе некую энергетику, то что не всегда можно передать словами, можно лишь почувствовать, находясь рядом с этой вещью. Я рядом с ней не находилась, поэтому к сожалению составить впечатления о полотне не могу», — заключил искусствовед.

Для музеолога Юлии Олейник история про популярность этой картины — это «большие игры про деньги». Не совсем понятно, что именно вызвало столь повышенный интерес к ней, и что сформировало такой ценник.

Почему картина не появилась на выставке работ Леонардо да Винчи в Лувре в 2019 году

Во Франции накануне вышел документальный фильм Антуана Виткина «Спаситель на продажу», в котором рассказаны причины дипломатического скандала вокруг картины. Дело в том, что «Спаситель мира» не попал на выставку работ Леонардо да Винчи в Лувре в 2019 году именно по вине французской стороны. По оценке работников Лувра, картина не может со стопроцентной точностью быть названа работой Леонардо да Винчи. Однако мнение саудовского наследного принца не поменялось: он считал, что место полотна — рядом с «Моной Лизой».

В итоге Лувром были подготовлены два варианта каталога, с картиной и без, потому что никто не знал, чем кончится история. По решению Эммануэля Макрона, картина таки не попала на выставку, потому что принц отказывался признать коллективное авторство полотна.

История продаж полотна

Историк и эксперт из Оксфорда Мартин Кемп работал над вопросом смысловой наполненности картины «Спаситель мира». Он пришел к выводу, что полотно является «религиозной версией «Моны Лизы», а также «сильнейшим заявлением Леонардо о туманности божественного». Написана картина была около 1500 года, и сначала находилась в коллекции английского короля Карла I. По словам профессора, у картины был двойник, о чем оговорено в списке коллекции короля. Но после XVIII века следы ее теряются, и никто не может сказать, как из исторического архива пропала такая ценная вещь.

Спустя много лет, в 2005 году картину купила профессор Диана Модестини из Нью-Йоркского университета на аукционе в Новом Орлеане. Именно она привела в божеский вид «Спасителя мира», отреставрировав экспонат собственными средствами. Известно, что на одной руке у Иисуса был не заштрихован один из больших пальцев — вероятно, автор не мог решить, где он должен быть, и сначала изобразил два варианта. Диана Модестини взяла на себя ответственность «помочь» с решением Леонардо и закрасила лишний палец.

Далее скитания «Спасителя» продолжились в 2013 году, когда полотно приобрел миллиардер Дмитрий Рыболовлев за $127,5 млн, а уже через четыре года поднял на него цены в три раза и продал арабскому принцу на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.

 

 


Реклама
Материалы партнеров

Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях