Таинственные артефакты, которые могут переписать историю
Отсутствие каких бы то ни было сведений о происхождении артефактов поначалу вызвало сомнение в их подлинности. Аукционные дома не располагали информацией о том, откуда на рынке взялось столько древних вещиц. Но ученые, исследуя их, приходят к выводу, что они не могут быть сфальсифицированными, а это значит лишь одно — наличие таинственного места с уникальным историческим богатством.
Почему место, где нашли артефакты, до сих пор никто не задокументировал? Иранская полиция приблизилась к разгадке в 2002 году, когда конфисковала готовящиеся к отправке из Тегерана, Бендер-Аббаса и Кермана артефакты. В ходе расследования удалось выяснить, что путь большинства из них можно проследить до места в долине реки Халил, что находится неподалеку от Джирофта в Иране.
Разгадка удивила ученых
Достоверно известно, что в этом месте раскопками археологи не занимались. Но тут сыграл роль природный катаклизм — наводнение, случившееся в 2001 году. Именно оно позволило древним артефактам культуры бронзового века выйти на свет божий. Ушлые торговцы сразу смекнули, что находки принесут сказочную прибыль.
Уникальность находок заключается, прежде всего, в их возрасте. Бронзовой культуре почти 5 тысяч лет. Трагедией для мира науки стало то, что мародеры опередили археологов и разграбили некрополь, оставив лишь малое поле для дальнейших исследований местности. Специалисты со всего мира принялись изучать то, что осталось, раскапывать близлежащие участки, чтобы по крупицам воссоздать картину древности.
Новая древняя культура
Команда археологов во главе с иранским руководителем Юсефом Маджидзаде обнаружила главный некрополь, которому дали название Махтутабад. Но он был полностью разграблен. Зато в 3 километрах к западу от него были найдены 2 кургана — Южный Конар Сандал и Северный Конар Сандал. Здесь находились остатки архитектурных комплексов, которые вместе с небольшими постройками образовывали некогда большое городское поселение.
В заключении Маджидзаде писал, что городской центр был основан на месте Джирофта приблизительно в конце 5 тысячелетия до нашей эры. Данные гласили о могуществе и высокой развитости цивилизации в долине реки Халил. Здесь находились жилые кварталы, кладбища, памятники архитектуры и площади ремесленников.
Удивительные резные предметы быта и культуры были выполнены из полудрагоценных камней. Тесный контакт с городами Месопотамии приводил к развитию искусства и культуры.
Но более точные данные об этом месте и жителях Джирофта бронзового века удалось добыть после возобновления раскопок в 2014 году, в которых приняли участие итальянцы, французы и немцы.
Артефакты искусства и письменности
Ученых поразили удивительные сходства произведений искусства Джирофта и Месопотамии, а также высокая техника их исполнения. Например, образцы иконографии на сосудах выполнены в той же технике, что и месопотамские артефакты. Прямо указывают люди-быки Джирофта на параллель с человеком-быком Энкиду их аккадского эпоса о Гильгамеше. Вполне может быть, что две соседние культуры имеют общего предка.
Также ученые нашли мотивы всемирного потопа, которые были характерны для вавилонян и шумеров. В научной работе итальянец Массимо Видале отмечает:
«На вазе стоящий на коленях персонаж держит двух зебу, головы которых производят волны. Из волн поднимается гора. Другой персонаж с божественными символами Солнца и Луны поднимает что-то похожее на радугу, за которой мы можем видеть выступающие цепи гор. Создаётся чёткое впечатление того, что изображение рассказывает древний миф о великом потопе».
Возле входа в цитадель Южного Конара Сандал была найдена табличка из глины с образцами письма. Однако это не единственная система письма этого народа, потому что позже были найдены и другие таблички с письменными текстами. Одна из них напоминает линейный эламитский шрифт, который использовали на границе с Месопотамией. Другой образец шрифта выглядел иначе и имел географическую форму. Но какими бы ни были письмена этой цивилизации, есть смысл говорить о том, что люди эти были не просто грамотные, но также постоянно развивали свою культуру.
Идеи идентификации
После конфискации артефактов Маджидзаде смог сделать потрясающий вывод: цивилизация Джирофта, судя по местоположению, высокой степени развитости и многих других факторов, могла быть легендарной Араттой. Шумерская поэзия щедро восхваляла эту богатую землю.
Но достоверных фактов, свидетельствующих в пользу того, что Аратта действительно существовала, а не была плодом фантазии древних поэтов, на самом деле нет. Потому ученые подвергают критике гипотезу Маджидзаде, ведь это важный вопрос, способный переписать историю.
Коллеги Маджидзаде склоняются больше к версии, которая гласит, что цивилизация Джирофта может быть королевством Мархаши. В отличие от первой версии, эта имеет документальные свидетельства. Летописи царей Месопотамской империи содержат данные об аккадских подвигах против государства, расположенного на иранском нагорье. Аккад существовал приблизительно между 2350 и 2200 годами до нашей эры, а это значит, что Мархаши тоже можно датировать этим периодом. А вот Аратту никак не удается отождествить с конкретным историческим периодом, что ставит под сомнение эту версию.