Екатерина Романовна Дашкова вошла в историю Российской империи как самая яркая женщина — личность, ученый, философ. А не только как фрейлина Екатерины Великой, которой она тоже была. В судьбе княгини Дашковой было немало удивительных событий, о которых написаны книги, монографии и даже симфонии. Так кем же была Екатерина Романовна — изгнанницей или фавориткой императрицы?
Екатерине повезло родиться в замечательной знатной семье: девочка появилась на свет в 1743 году в Петербурге, в семье графа Романа Илларионовича Воронцова. Это был прожженный интриган с богатым придворным и дипломатическим опытом. В отличие от своего родного брата Михаила, деньги любил до беспамятства, поэтому торговал государственными секретами направо и налево. «Гипокрит, каких не бывало, вот кто продавался первому покупщику; не было иностранного двора, который бы не содержал его на жаловании», — описывала его Екатерина Великая.
Дашковой повезло, что воспитывал ее дядя: в его семью девочку забрали после смерти матери. Именно дяде — канцлеру Михаилу Воронцову — Екатерина Дашкова обязана своим не по-женски развитым интеллектом. Барышня получила лучшее по тем временам образование, говорила на четырех иностранных языках, интересовалась философией, любила музицировать и танцевать.
Екатерина Дашкова стала фавориткой императрицы не случайно
Дашкова и будущая властительница России Екатерина II подружились еще в юности: две образованные барышни вели живую переписку и обмениваясь мнениями. Дашкова была выше по развитию, но Екатерина упорно тянулась к знаниям тоже. Впоследствии они станут поклонницами просветительских сочинений философов-энциклопедистов Вольтера и Дидро, поддерживая их в том, что «просвещение — залог общественного блага». В молодости обе грезили о способах приближения «царства разума», о «государе, любящем и уважающем своих подданных» — вскоре Екатерина овдовеет и станет императрицей.
Кстати, княгиня Дашкова была не просто фавориткой, она способствовала приходу к власти Екатерины II, но без фанатизма. Муж Дашковой служил в придворном Преображенском полку, так что Екатерина давно поняла, что против Петра III зреет мятеж. Кстати, родная сестра Елизавета Воронцова была любовницей государя (мужа Екатерины) — двор всегда был полон странных сближений.
Изгнание из России лишь укрепило характер княгини Дашковой
После прихода к власти Екатерины Второй, Дашкова уходит в тень — в этот период жизни она с упоением изучает современные взгляды на педагогику из трактатов Жан-Жака Руссо и Иоганна Песталоцци. Дашкова всегда придерживалась передовых взглядов на воспитание, понимая, что именно образование делает из ребенка личность. Екатерина II тоже придерживалась этой стратегии и много делает для улучшения системы образования в России.
Изгнанницей Дашкова стала вынужденно, не без помощи тогдашнего фаворита Екатерины II Григория Орлова. В 1765 году после небольшой размолвки с императрицей княгиня Дашкова едет с детьми за границу, чтобы продолжить свое образование, расширить круг влиятельных знакомств и восстановить подорванное здоровье.
Семья Дашковых путешествует по Англии, Голландии, Франции, Италии и Германии, расширяя кругозор и повышая образовательный уровень. Заехав к Дени Дидро, Дашкова завела спор о проблеме крепостничества в России: философ настаивал на том, что русские крестьяне находятся в принудительном и жестоком рабстве, а Дашкова, наоборот, доказывала, что сначала нужно просветить народ, а потом уже освобождать его от пут крепостничества, так как «просвещение ведет к свободе», а «свобода без просвещения производит только анархию и беспорядок».
Как сложилась судьба Екатерины Дашковой после изгнания?
Вернувшись в Россию через 17 лет, Екатерина Дашкова принимает предложение Екатерины II занять должность директора Академии наук. Вот это ход! До этого женщины в принципе нигде не могли директорствовать даже в самых смелых мечтах. А тут — руководить Академией наук, в которой заседают сплошь мужчины.
Дашкова не подвела свою царственную подругу и единомышленницу, став самым деятельным директором. Екатерина Дашкова добилась, чтобы при Академии были открыты общедоступные публичные чтения, на которых знаменитые учёные могли прочесть всем желающим лекции по основным областям естественных и точных наук.
Устав Академии тоже был разработан Дашковой, этот «главный предмет Российской Академии состоять должен в обогащении и очищении языка российского и в распространении словесных наук в государстве», настаивала мудрая прозорливая княгиня. В целом судьба Екатерины сложилась более чем удачно.
Судить и рядить, кем была Дашкова — изгнанницей или фавориткой — можно бесконечно. Но она была куда многограннее: Дашкова стала уникальным явлением своего времени, сочетая блестящие способности во многих сферах человеческой деятельности.