Император Николай I не питал теплых чувств к Михаилу Лермонтову, этому «второму Пушкину». Их отношения как таковые не очень богаты событиями, если не считать, что самодержец не давал ходу поэту и всячески осаживал его на карьерных поворотах. А Лермонтов был как раз военный, для которого служба была единственным источником существования. В истории плотно закрепился миф о том, что Николай Первый ненавидел поэта. Это не совсем правда — по сути, у царя было множество куда более важных дел, чем поэты России, пусть даже и такие язвительные, как Пушкин и его почитатель Лермонтов.
Говоря сегодняшним языком, молодой и начинающий поэт Лермонтов хайпанул на смерти Пушкина. Россия заговорила о нем сразу же после стихотворения «Смерть поэта», в котором автор гневно обличал верхушку власти в гибели солнца русской поэзии.
Свет рукоплескал Лермонтову и видел в нем «второго Пушкина», а органы госбезопасности поставили 22-летнего Лермонтова на заметку. Чтобы дать ему понять всю серьезность ситуации, поэта понизили в чине и на полгода отправили служить на Кавказ — нечто вроде ссылки, где молодой человек должен был одуматься.
Ссылка ничему не научила Лермонтова
Разумеется, по возвращении в столицу Лермонтова приняли прохладно: поэт и военный придумал явиться на масленичный бал у графа Воронцова-Дашкова без приглашения. Туда же неожиданно приехал император — для всех стечение обстоятельств оказалось циничным, особенно для хозяина дома. Поведение Лермонтова, возомнившего себя величиной в столичном свете из-за одного стихотворения, граф Воронцов счел «дерзким и неприличным».
Тем не менее, Николай I и члены его семьи читали произведения Михаила Юрьевича — будучи образованными людьми, они следили за новинками литературного рынка и быстро отмечали восходящих звезд. Произведения же Лермонтова предпочитали подвергать цензуре, кроме, пожалуй, «Маскарада».
Лермонтов дуэлировал, писал едкие эпиграммы и вел себя дерзко
По возвращении в Петербург Лермонтов начал привлекать к себе внимание любым способом, и скандал был универсальным средством. Плохо то, что в свои инфантильные эскапады Михаил втягивал знатных и уважаемых персон петербургского света: на балу у графини Лаваль он оскорбился сравнением с другим и вызвал француза Баранта на дуэль. В результате одного отправили снова в ссылку, другого — на родину, во Францию.
Лермонтов со всем юношеским пылом принимал участие в боях, так что направь он свою энергию в военное русло, мог бы сделать великолепную карьеру в армии. Но поэт не видел себя в этом качестве и делал всё, чтобы отметиться в новом скандале. Очередная дуэль с давним знакомым по военному училищу — Николаем Мартыновым, поставила точку в серии попыток заявить о себе свету.
Финальная дуэль Лермонтова никак не связана с Николаем I
Дуэль с отставным кавалергардским майором, а также литератором Мартыновым лишила Россию величайшего поэта. Так сказали критики, а поклонники Лермонтова уверяли, что во всем виноват император Николай Первый. Дескать, его личная ненависть к Михаилу Юрьевичу стала причиной смерти поэта.
Многочисленные свидетели ссоры Мартынова и Лермонтова уверяли как один, что зачинщиком намеренно выступил Лермонтов. На протяжении нескольких дней он методично изводил бывшего однокашника язвительными насмешками и замечаниями. Делал это непременно в присутствии дам, чтобы нанести репутации и достоинству Мартынова ощутимый урон. Мартынов как человек воспитанный старался урезонить едкого Лермонтова, но лишь подливал масла в огонь.
Совершенно очевидно, что ни императорский двор, ни высший свет не имели к дуэли никакого отношения. Уже 15 июля между Николаем и Михаилом — старыми товарищами по военному училищу — состоялась дуэль. Результат ее известен: в России стало одним поэтом меньше.
За несдержанность Лермонтова, как водится, поплатился другой. Военно-полевой суд приговорил мсье Мартынова к разжалованию и лишению всех прав состояния. Но вскоре приговор смягчили: Николай Соломонович уехал жить за границу и скончался в 1875 году, в возрасте 60 лет.