Пресс-служба главного управления федеральной службы исполнения наказаний (ГУ ФСИН) по Челябинской области официально объявила о завершении беспорядков в исправительной колонии строгого режима № 6 в Копейске.
Факт избиения сотрудниками ОМОНа родственников зэков и правозащитников, о котором сообщали активисты, в службе исполнения наказаний просто отрицают.
«В настоящее время все осужденные исправительной колонии разошлись по отрядам. Ситуация в ИК № 6 сейчас стабильная и полностью находится под контролем администрации учреждения. Силовые действия в отношении осужденных не применялись, спецназ не привлекался. Официальных отказов от пищи не было. Деятельность исправительной колонии проходит в строгом соответствии с распорядком дня», — говорится в официальном сообщении пресс-службы.
Также стало известно, что в Копейск прибыли помощники уполномоченного по правам человека РФ Владимира Лукина, который обещал изучить ситуацию в колонии и отреагировать на нее.
Чтобы остановить пытку, разбил стекло и порезал себе горло
В субботу в копейской колонии началась акция неповиновения. Сотни осужденных вышли из бараков. Они больше суток на морозе, без приема пищи простояли на плацу зоны, требуя прислать к ним прокурора, а затем забрались на крыши, требуя прекращения пыток и вымогательств денег со стороны руководства колонии. Кроме того, заключенные объявили голодовку.
О волнениях в ИК-6 вечером в субботу сообщил в своем блоге челябинский уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов.
По сведению омбудсмена, волнения были спровоцированы двумя событиями. Избиением одного из заключенных — Георгия Д. и попыткой самоубийства заключенного Нурова.
«Заключенные стали просить встречи с тем самым Георгием, который находится в изоляторе», — написал Севастьянов. Однако во время встречи с омбудсменом осужденный заявил, что побоев не было.
Также Севастьянов рассказал о конфликте заместителя начальника колонии и заключенного Нурова. По сообщениям правозащитников, представитель колонии избил осужденного, и тот, чтобы остановить пытку, разбил стекло и порезал себе руки и горло.
Челябинский омбудсмен выехал в колонию в субботу вечером. «На месте выяснилось, что в жилой зоне более 200 человек отказались от сна и объявили голодовку. Так же поступили и осужденные, находящиеся в промышленной зоне колонии. При этом все участники акции вели себя спокойно, со стороны сотрудников ГУФСИНа также не было применено спецсредств к собравшимся», — сообщил он.
«Люди, помогите!»
В воскресенье ситуация усугубилась. Как сообщила координатор интернет-проекта против пыток и репрессий Gulagu.net Оксана Труфанова, к колонии приехали родственники заключенных.
«На крышах видны заключённые с простынями в крови, кричат «Помогите!» Родственники пытаются подойти к колонии, их оттесняют», — сообщила Трифонова в воскресение вечером. На видео, которое активисты разметили в YouTube, также видны несколько десятков человек, которые вывесили плакат с надписью «Люди, помогите!».
В воскресение весь Копейск был оцеплен: перекрыты все подъездные пути, из города никого не впускали и не выпускали.
После того, как возле колонии собралось около 300 человек, начались столкновения с ОМОНом, который начал избивать собравшихся резиновыми палками. Позже Оксана Труфанова сообщила, что на нее также напали сотрудники правоохранительных структур.
Впрочем, в управлении ФСИН по Челябинской области факт избиения как заключенных, так и их родственников категорически отрицают.
При этом, по сообщению главного управления МВД по региону, при усмирении бунта в Копейске пострадали 8 омоновцев. Как заявили в ведомстве, «ночью к колонии подъехали хулиганы и стали бросаться бутылками, в том числе и в сотрудников правоохранительных органов». После чего, по официальным данным, были задержаны 26 человек.
Как сообщают правозащитники, заключенные выдвинули требования: прекращение пыточных условий содержания и прекращение вымогательства денег. «Один из заключенных утверждает, что его перевели из так называемой «адаптации» в общий отряд только после того, как он заплатил 15 тысяч рублей. В среднем «добровольные пожертвования», со слов граждан, составляют до 200 тысяч рублей», — заявил Севастьянов.
Но в управлении ФСИН уверили — заключенные «выдвинули незаконные требования по ослаблению режима содержания, в частности, освобождению ряда осужденных из штрафного изолятора, водворенных туда за нарушения правил внутреннего распорядка»…
Шоковая терапия
Колонии в России продолжают оставаться ГУЛАГом. И «Шоковая терапия» (термин, который ввел писатель Варлам Шаламов, описывая, как в лагерной больнице врачи «разоблачали» симулянта жестокими медицинскими экспериментами) продолжает применяться.
Так, и в ИК-6 это не первый случай нарушения прав.
В августе в колонию прибыла группа правозащитников, после того, как несколько заключенных объявили голодовку. Все они жаловались на то, что их не выводят на прогулку, запрещают пользоваться личными предметами гигиены, не дают письменных принадлежностей, книги выдают только на пару часов.
Осужденный О. Локтионов тогда заявил, что он в знак протеста против действий администрации проглотил пять гвоздей и четыре самореза.
«Ситуация в штрафном изоляторе, где содержатся Локтионов и другие заключённые, остается в режиме пытки. Весь день через радиосеть ШИЗО очень громко транслируют по кругу одни и те же песни (одна из них издевательская «Голубая луна» в исполнении Бориса Моисеева), отчего все просто сходят с ума», — сообщали в августе члены Общественного наблюдательного комитета Челябинской области.
Но ФСИН и тогда отказалась от обвинений.