Закрыть

Праздники и приметы

Приговоренные к отраве

 

Ядовитые промышленные отходы наносят вред здоровью всем на Земле, но больше всего страдают от этого, понятно, страны третьего мира, ставшими, по сути, планетарной помойкой. Именно туда свозит свой мусор прогрессивное человечество. Стремление развитых государств избавиться от своих ядовитых отходов подальше от своих границ вполне понятно: стоит это намного дешевле, чем его утилизация дома. Да и грязи меньше. А бедные страны, «привыкли же жить в грязи!»

И вот ООН ставит вопрос о глобальном запрете на экспорт отработанных ядов, и сумела заручиться поддержкой уже 70 государств.

Техника — враг человека

Запрет будет введен, когда поправку к Базельской конвенции 1989 года о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (эта поправка конкретизирует детали подобного контроля) примут еще 18 государств, и таким образом их число достигнет 88. Москва, ратифицировавшая саму конвенцию, никаких поправок пока не поддержала. США же, считающиеся главным экспортером подобной продукции до сих пор не ратифицировали даже основной документ. В отличие от Евросоюза, поддерживающего любые новации в этой сфере.

Сейчас благодаря Индонезии и Швейцарии, лоббировавшим этот вопрос на конференции в Колумбии, юридические преграды исчезли – теперь меры по усилению контроля за перевозками ядов будут приниматься при поддержки половины участников конвенции (раньше требовалось три четверти).

На встрече с журналистами исполнительный директор неправительственной организации Basel Action Network Джим Пакетт признал, что на самом деле надежной информации об объемах экспорта токсичных отходов у ООН пока явно недостаточно. Считается, что примерно из 50 млн. тонн отслуживших свое электрических приборов и устройств (так называемых «e-отходов») , переработке подвергаются не больше 10%. Львиная доля оставшихся 90 % попадает на свалки в развивающихся странах.

Например, в 2001-2005 годах на Филиппины были ввезены 1,2 млн. старых телевизоров, холодильников, стиральных машин и кондиционеров. Специалисты Японского агентства по международному сотрудничеству и Филиппинского управления инвестиций считают, что от 60 до 70% из них прибыли из Страны восходящего солнца.

Журналистское расследование, недавно проведенное сотрудниками CBS News на свалке в Маниле, обнаружило, что уровень заболеваемости рабочих свалки и их детей туберкулезом намного выше, чем средний по стране. Медики уверены, что во всем виноваты ядовитые пары, образующиеся при сгорании медных деталей из электронных приборов. Сжигали (а при этом выделяется ужасно токсичный газ) эти детали в основном женщины и дети.

Чтобы жить необходимо травиться?

В «черном списке» импортеров токсичных отходов находится и Китай — с тех пор, как защитники окружающей среды обнаружили в 2002 году огромные залежи электронной техники в городе Гуйюйе (провинция Гуандун). Ученые утверждают, что там самая высокая на планете концентрация диоксинов. И в результате — уровень выкидышей при родах превышает средний по Китаю в шесть раз, а в крови семерых из десяти детей находят большое содержание свинца.

Как рассказывают эксперты «Гринпис», токсичные отходы можно перерабатывать в новые продукты, одевать в цементную «рубашку»; нейтрализовывать, т.е. удалять или уничтожать вредный элемент; физически уничтожать разными способами, например, сжигать; складировать на специальных свалках и подвергать пиролизу. Но стоит все это дорого.

Между тем, многие африканские страны импортируют тысячи тонн цианидов, растворителей, пестицидов и т.д. по очень низким ценам – от 2,5 до 40 долларов за тонну в то время, как в развитых государствах речь идет соответственно о 75 — 300 долларах. Специалисты считают, что по прибыльности захоронение вредных отходов в конце прошлого века уступало лишь торговле наркотиками.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях