— Вечером 11 ноября в наш твиттер начали приходить сообщения, что сайт не работает, — рассказывает Дмитрий. — Причём, не работает по-разному: в каких-то регионах видели надпись «Заблокирован», в каких-то пустую страницу. И вот до утра я его чинил, а с пяти утра отвечаю на телефонные звонки.
Если в споре родилась истина, значит, вы плохо предохранялись…
На сайте реестра http://zapret-info.gov.ru любой человек может заявить об интернет-странице, которую хочет заблокировать. Роскомнадзор проверит заявку и прежде, чем удовлетворить (если она того заслуживает), направит предупреждение провайдеру хостинга. Тот, в свою очередь, сообщит об этом владельцу сайта. Если в течение двух суток Роскомнадзор увидит, что страничка с «незаконными» текстом, картинкой или видео осталась, то вносит в реестр IP-адрес сайта. Тогда его, уже целиком, заблокируют интернет-провайдеры.
На сайте можно ввести IP и проверить, есть ли сайт в реестре и по чьей инициативе внесён. Под запрещённым IP Луркоморья написано, что 4 ноября ссылку на сайт прислала в Роскомнадзор Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Судя по интернет-утечкам её «чёрных списков», незаконной названа статья о марихуане. 11 ноября сайт включили — в реестр и выключили — из рунета.
Луркоморье было заблокировано интернет-провайдерами. Закон не говорит, какое сообщение они должны показывать людям при этом. Поэтому в разных регионах пользователи увидели разную картинку. Дмитрий говорит, что предупреждение от хостинг-провайдера не получал. Сотрудник Владимир Пиков из Роскомнадзора предполагает, что «это могла быть проблема либо некорректных данных, которые владелец ресурса подавал провайдеру хостинга, либо какой-то технический сбой у провайдера».
Подопытный Хомак
Хомак перенёс свой сайт на другой IP-адрес, и Луркоморье ожило. Новость об этом и о самой блокировке, разлетелась по Интернету. Сайт с новым IP стал «падать» из-за роста посещений. Активным пользователям было интересно, работает ли он и за что его запретили. Менее активным было просто интересно, что это за сайт такой, который прогремел в новостях. Благодаря ФЗ-149 теперь многие знают, что Луркоморье — это такая Википедия, только с приколами и слэнгом. Сначала оно было посвящёно интернет-явлениям и его персонажам. Затем превратилось в энциклопедию обо всём, так как статью может написать любой человек. Или, например, отправить её в Роскомнадзор.
— Ресурс продолжил работу, и доказал неэффективность реестра, — говорит Кирилл Фёдоров, сопредседатель Интернет-партии России. — Нельзя исключать, что на шуточной энциклопедии была просто опробована технология блокировки ресурса типа соцсети.
Комментарий специалиста:
— Из того, что ресурс всё ещё работает, совершенно не следует, что регулятор не может исключить доступ к нему, — рассказал «Слову без границ» Владимир Подзоров, гендиректор компании по защите информационно-технологических систем «Вэлл-Сервис». — МТС, например, применяет новую технологию Deep Packet Inspection и может на потоках в десятки и сотни гигабит в секунду фильтровать сессии не только по IP-адресам, но даже по URL-строке. Почему при этом ресурс, который, если верить новостям, пропагандирует наркотики, блокируют всего лишь по IP-адресу, и почему после того, как ресурс переезжает на другие «зеркала», регулятор никаких новых шагов по блокировке не предпринимает — вот тут и заключается настоящий вопрос.
Сколько бы «зеркал» не создал Луркмор, все их технически возможно оперативно блокировать. Но только, если эффективно работает административный аппарат: при попытках ресурса «съехать» на новые IP и URL-адреса — оперативно добавлять новые адреса в реестр; при других вариантах «уклонения» от запрета со стороны запрещённого ресурса — вносить изменения в соответствующие принципы фильтрации. Но процентов 10% пользователей всё равно сможет заходить на сайт: например, через иностранные прокси- или vpn-сервера.
Владельцы Лурка должны понимать, что управляют ресурсом, который посещают огромные массы людей. И если со стороны этих владельцев тоже будет звучать такая позиция: «Что у нас написано — мы не знаем, пишут пользователи, а мы не за что не отвечаем», — то тогда, по-моему мнению, это «неадекват» и на месте представителей регулятора я бы принял решение о блокировке такого ресурса. Если же представители ресурса идут на контакт и не «изображают» сотрудничество, а реально стараются очистить свой ресурс от пропаганды детского порно, наркоты и т.д, реально следят за публикациями (как минимум, топовыми), частично вводят премодерацию (например, по ключевым словам), то зачем блокировать такой ресурс?
От этого будет больше вреда, чем пользы.