На встрече в Каире министры иностранных дел арабских стран приняли в понедельник вечером заявление, в котором назвали новую Национальную коалицию сирийских сил революции и оппозиции законным представителем и главным собеседником с Лигой арабских государств.
Они призвали «остальную оппозицию присоединиться к этой национальной коалиции, чтобы она объединяла все сегменты сирийского народа».
Переговоры в Каире прошли на следующий день после того, как группы сирийской оппозиции объявили в Катаре о формировании широкой коалиции против правительства президента Башара Асада.
Они пообещали создать переходное правительство после того, как новый блок получит международное признание.
Новую коалицию уже поддержали арабские государства Персидского залива и другие региональные и международные силы.
Итоговую резолюцию совещания в Каире зачитал премьер-министр и министр иностранных дел Катара Хамад бин Джасем аль-Тани: «Совет министров ЛАГ приветствует соглашение, достигнутое сирийскими оппозиционными партиями, и призывает другие оппозиционные партии присоединиться к этой коалиции».
Министры призвали региональные и международные организации признать ее в качестве законного представителя чаяний сирийского народа.
Перед этим о признании Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции «законным представителем братского сирийского народа» объявил Совет сотрудничества стран Персидского залива.
В заявлении говорится, что Совет «с нетерпением ожидает от арабских государств и международного сообщества признания коалиции».
Глава Совета Абдуллатиф аль-Зайяни выразил надежду, что формирование новой коалиции «приведет к прекращению кровопролития, защите территориальной целостности Сирии и проведению общенационального конгресса, чтобы проложить путь к построению правового государства, открытого для всех своих граждан без исключений или дискриминации».
Итоговое заявление ЛАГ оказалось несколько более сдержанным – в нем новый оппозиционный блок называется не «законным представителем», а только «выразителем чаяний» сирийского народа.
Один из чиновников ЛАГ сообщил на условиях анонимности, что на такой формулировке настаивали Ирак и Алжир.
«Сдержанность Ирака непонятна, а Алжир попросил больше времени, прежде чем Лига арабских государств начнет диалог с оппозиционной коалицией. Алжир также смущает то, что эта коалиция представляет не все фракции оппозиции», — цитирует его «Аль-Джазира».
Коалиция уже получила статус наблюдателя в ЛАГ, хотя ей пока не предложили место постоянного члена, которое занимал прежде президент Асад.
Международная реакция
Соединенные Штаты, давно уже требовавшие от разрозненной сирийской оппозиции объединения, назвали создание коалиции «жизненно важным шагом».
Глава французского МИД Лоран Фабиус назвал его «важным шагом в необходимом процессе объединения сирийской оппозиции».
Германия выразила надежду, что новая коалиция станет «заслуживающей доверия» альтернативой режиму Асада.
Россия призвала оппозиционный блок вступить в переговоры с правительством и не допускать вмешательства извне, сообщает «Рейтер».
Лидер ливанского движения «Хезболла» Хасан Насрулла отнесся к созданию единой оппозиционной коалиции крайне негативно, назвав ее «новым изобретением США», которое приведет к еще большему кровопролитию в Сирии.