После скандала вокруг средней школы №12 селения Кара-Тюбе, где директор запретила ученицам приходить на занятия в школу в хиджабе, правительство Ставропольского края выпустило постановление (копия есть в распоряжении WordYou.Ru) с целью обеспечить «светский характер образования в государственных общеобразовательных учреждениях».
В предлагаемом документе о «светскости» самого образования – ни слова, в нем говорится только об одежде, которую должны будут носить ставропольские школьники. Если постановление вступит в силу, то ученикам будет запрещено носить «религиозную одежду, одежду с религиозными атрибутами или символикой» или находиться в помещении в головных уборах. Девочкам-мусульманкам запрещено будет носить даже соответствующие предписаниям религии платья — длина юбок должна быть «не ниже середины голени».
Официально постановление еще не вышло, однако в некоторых районах Ставропольского края чиновники уже используют его как аргумент в пользу запрета хиджабов в местных школах. В самом правительстве и министерстве образования края комментировать скандальное постановление отказались.
По словам юрисконсульта ООО «Юристы-Вам» Елены Зеленской, текст постановления противоречит Конституции Российской Федерации.
«Положение нормативного правового акта Правительства Ставропольского края по существу обязывает в тех случаях, когда девочка-мусульманка подходит к дверям школьного заведения – снимать головной убор и после выхода из учебного заведения — надевать. То есть девочки, являясь верующими мусульманками, обязаны действовать в противоречии со своими религиозными убеждениями. Но федеральный закон РФ таких ограничений на верующих не устанавливает, — подчеркнула юрист в интервью WordYou.Ru. — Более того, в соответствии со ст.26 Конституции РФ «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность», а в статье 2 Закона РФ «Об образовании» определены принципы государственной политики, в которой предусмотрены защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Хиджаб в Европе носят приезжие, а тут — коренные?
Тревожные сообщения о наступлении чиновничьего аппарата на мусульманскую одежду появляются по всему региону. Как рассказал житель села Нины Ставропольского края Магомед Газимагомедов, его дочь уже неделю не пускают в школу.
«После переезда дочке пришлось поменять школу. Но директор наотрез отказывается принимать девочку, потому что она носит хиджаб, — сообщил WordYou.Ru Газимагомедов. — По словам директора, она «выделяется среди остальных детей». Но такого понятия в законе нет. По такой логике, если бы у меня ребенок был темнокожий, его бы пришлось перекрашивать в белый цвет…»
Он сообщил, что в школе ему также вручили текст постановления правительства. С ним Газимагомедов отправился в местную прокуратуру – составлять заявление об ущемлении его прав.
«Имаму в городе Зеленокумск о запрете хиджаба рассказали в местной администрации. В Кисловодске в одной из школ намерены провести родительское собрание, посвященное одежде мусульманок», — рассказал отец одной из учениц школы Кара-Тюбе Равиль Кайбалиев.
Самим ученицам из Кара-Тюбе пока больше никто не препятствует ходить в школу в хиджабах, однако родители уже озадачены, как поступать после вступления постановления в силу.
«Если правительство решит ввести такие требования, мы будет обжаловать их как нарушение Конституции Российской Федерации», — заявил WordYou.Ru Кайбалиев.
Отец другой ученицы – Султан Гаджисулаев уверен, платок на голове его дочери никак не мешает светскому образованию в школе. Однако, если школа будет запрещать соблюдать религиозные предписания, придется от такой школы отказаться, подчеркнул он.
«Хиджабы не нравятся тем, кто хочет проповедовать нашим детям какую-то атеистическую идеологию, других вариантов я не вижу. Потому что ношение платков светский характер образования никак не нарушает, — говорит Гаджисулаев. – Но если власть будет тверда в своем намерении, придется искать альтернативу, строить свои школы».
Можно ли ходить на уроки православия в хиджабе?
Председатель общественной организации «Муслима» в Казани Альмира Адиатуллина уже сталкивалась с антиконституционными актами, запрещающими хиджаб, десять лет назад. В 2003 году ей удалось оспорить акты МВД и добиться через суд разрешения фотографироваться на паспорт в платке. Родителям мусульманок в Ставропольском крае она также советует добиваться своих прав, обращаясь в судебные инстанции.
«Тогда нам говорили, что мы угрожаем целостности и безопасности страны, сейчас говорят, что угрожают светскому образованию, но все это глупости. Как может нравственность и духовность быть угрозой? – недоумевает активистка. – Я вообще не понимаю, зачем обсуждать платок. Разве государство справилось с коррупцией и бедностью? Или в Ставропольском крае больше нет проблем?»
Мусульмане России выступили в защиту конституционного права свободно исповедовать свою религию. В Москве, Саратове, Самаре, Санкт-Петербурге, Татарстане, Чечне, Ингушетии, Башкирии, Кабардино-Балкарии и других регионах прошли сборы подписей под обращением к президенту по поводу недопустимости запрета религиозной одежды в образовательных учреждениях.
«Светское образование никак не нарушается тем фактом, что ученицы приходят на занятия в религиозной одежде. Главное – они получают светские знания, при этом никак не нарушаются права других», — подчеркивают руководители общественных организаций и активисты в письме Владимиру Путину.
Под обращением подписались около 8000 человек. Письмо было направлено в приемную главы государства вместе с эскизами школьной одежды для мусульманок от российских дизайнеров.
Копия документов также была направлена в Министерство образования Ставропольского края.
Комментарий адвоката Мурада Мусаева:
Хочу напомнить членам правительства Ставропольского края и лично губернатору Зеленкову о существовании определения Верховного суда РФ от 15 мая 2003г. № КАС03-166. Читаем, разбираем на цитаты:
«В соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Такие же гарантии закреплены в ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», предусматривающей, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом.
Из приведенных правовых норм следует, что Российская Федерация, являясь светским государством, гарантирует право каждого действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями в пределах, ограниченных федеральным законом.
Правила поведения верующих, вытекающие из ислама и изложенные в Коране — главной священной книге мусульман, запрещают женщинам-мусульманкам показывать посторонним мужчинам все части тела, за исключением овала лица и кистей рук. Данное обстоятельство подтверждено заключением Совета муфтиев России от 03.03.2003, объяснениями, данными суду специалистами Галиуллиным З.Ш., Пороховой В.М., Макарова Д.В., а также другими материалами дела (л.д. 75 — 77, 84 — 87).
Исходя из вышеуказанного конституционного права каждого, верующие женщины-мусульманки вправе действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями и с учетом положений религиозной практики не появляться без головного убора перед посторонними мужчинами, если федеральным законом не установлены обязательные для всех граждан Российской Федерации правила, соблюдение которых связано с необходимостью показываться, в том числе и перед посторонними лицами, с непокрытой головой.
Федерального закона, устанавливающего такие правила, не имеется. Инструкция МВД России является подзаконным нормативным правовым актом, поэтому не может содержать нормы, выполнение которых требует от граждан действовать в противоречии со своими религиозными убеждениями».