Напряженные переговоры в Катаре, где собрались представители самых разных групп и организаций, включая воюющих с режимом повстанцев, ветеранов оппозиции, этнические и религиозные меньшинства, продолжались нескольких дней. В воскресенье собравшиеся, под давлением арабских, американских и других официальных лиц согласились вступить в коалицию, которая сможет сформировать правительство в изгнании.
Ее главой был единогласно избран проповедник-реформатор из Дамаска, бывший имам древней мечети Омейядов Муаз аль-Хатиб.
Он призвал солдат немедленно покинуть ряды сирийской армии, а представителей всех религиозных направлений — объединиться.
«Мы требуем свободы для каждого суннита, алавита, исмаилита (шиита), христианина, друза, ассирийца, и прав для всех частей гармоничного сирийского народа», — сказал он журналистам.
Заместителями аль-Хатиба стали ветеран сирийской оппозиции Риад Сейф, выступивший ранее с поддержанной США инициативой создать единую коалицию, объединяющую группы внутри и за пределами страны, и Сухейр аль-Атасси – одна из немногих женщин в руководстве оппозиции. Третий заместитель может быть выбран из числа этнических курдов, сообщает «Рейткр».
Генеральным секретарем коалиции стал бизнесмен Мустафа Саббах.
50-летний аль-Хатиб несколько раз побывал в тюрьме за критику президента Асада. В этом году ему удалось бежать заграницу.
«Это серьезный шаг против режима, и серьезный шаг на пути к свободе», — охарактеризовал лидер Сирийского национального совета Джордж Сабра избрание аль-Хатиба, который уже давно выступает за терпимость к сирийским христианам, алавитам и другим меньшинствам.
Сирийский национальный совет – предыдущую оппозиционную коалицию – часто обвиняли в недостаточной открытости для меньшинств страны.
Член Совета Ваэль Мирза заявил, что в новой коалиции приветствуются все противники Асада. «Мы открыты для всех реальных оппозиционных сил, которые имеют вес, влияние и те же цели, что и коалиция – свергнуть режим и создать демократическую Сирию».
Неизвестно, удастся ли Сирийской национальной коалиции оппозиционных и революционных сил преодолеть взаимные подозрения и разногласия, разделявшие противников режима с самого начала восстания.
Однако международные сторонники сирийской оппозиции считают ее своего рода повторением Национального переходного совета в Ливии.
«С этого момента мы будем стремиться, чтобы этот новый орган признали полностью все стороны в качестве единственного законного представителя сирийского народа», — заявил премьер-министр Катара шейх Хамад бин Джасем.
Министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу отметил, что у иностранных правительств «больше нет никаких оправданий», чтобы не поддерживать прежде разделенную оппозицию.