Ученые раскрыли причины появления большого мозга у человека‍

Ученые сообщили о причинах появления у человека большого мозга. По словам исследователей из Великобритании и Швейцарии, новая математическая модель, показывающая процесс эволюционного развития мозга, позволяет по-новому воспринимать все предположения о появлении этого органа ЦНС, сообщает PLOS Computational Biology.

Биологи и программисты Британии и Швейцарии создали виртуальную модель эволюции головного мозга человека. Она заставляет пересмотреть теорию о его возникновении.

Сама программа была создана при тесном сотрудничестве биологов и программистов. Модель позволяет понять какого размера был мозг людей на различных стадиях индивидуального развития.

Ученые исходили из того, что мозг забирает некоторое количество энергии у организма на развитие своих когнитивных навыков. Только используя этот ресурс, мозг человека мог увеличиваться в размерах, считают специалисты.

В модель также были включены и многочисленные экологические, культурные и социальные факторы, которые должны были повлиять на эволюцию главного органа нашей нервной системы.

Если брать в расчет естественный отбор, подобная модель может предсказать, какое количество энергии будет использоваться для оказания поддержки роста мозга в разном возрасте. В то же время они полностью исключили из состава анализа все социальные факторы взаимодействия и культурные моменты, фиксируя внимание исключительно на экологических аспектах влияния.

Модель позволила ученым понять, какого размера был этот орган у людей на разных стадиях развития. Как выяснилось, мозг древнего человека имел такой же медленный темп роста, как и у современных людей. Оказалось, что социальное и культурное влияние совершенно не нужно для достижения мозгом больших размеров и внушительных темпов роста, как считалось ранее.

«Все наши результаты показывают, что необходимо рассмотреть большее количество самых разных вопросов о воздействии экологических, культурных и социальных факторов в различных агрегациях, а сами рамки исследования предполагают разработку совершенно новых инструментов для более подробного изучения всех аспектов развития мозга в разных условиях. Если говорить широко, то наша работа дает возможность при помощи компьютерной модели тщательно изучить процесс развития мозга с течение времени, а также его изменения не только в разрезе множества поколений, но и в рамках жизни одного человека», — сообщил Маурисио Гонзалес-Фореро, сотрудник Лозаннского университета.

Таким образом ученым удалось выяснить, как много сил в определенном возрасте организм затрачивает на развитие мозга, а заодно прийти к выводу, что в конце концов он достигает тех же размеров, что был у древних людей и имеется у современных.

«Результаты исследования ставят перед учеными новые вопросы», — заявил биолог Маурисио Гонзалес-Фореро в статье для журнала PLOS Computational Biology.