Закрыть

Колонки

Курдская карта в большой игре

 

На фоне большого числа обстоятельств, воздействующих на конфликтную динамику Большого Ближнего Востока, значение курдского фактора существенно растет и он вновь превращается в один из решающих, хотя и сложных и противоречивых козырей в этом регионе. Особенно показательны в этом отношении два события, которые произошли за последние недели.

Сначала Масуд Барзани, лидер Иракского Курдистана (практически  полунезависимого от Багдада), осторожно поддержал Анкару в сирийском кризисе. Надо только напомнить, что в экономическом плане иракский Курдистан в значительной степени зависит от Турции, хотя влияние иранских спецслужб на окружение Масуда возрастает. В то же время, сирийские курды, прежде всего РПК (Рабочая партия Курдистана), после многомесячного нейтралитета недавно выступили на стороне режима Башара Асада.

Посол США в Турции прямо предложил Анкаре помощь в физической  ликвидации лидера РПК М. Карайылана. Многие турецкие эксперты расценили это заявление как вероятность того, что американские спецслужбы готовят  нового человека на роль лидера РПК. Курдские же аналитики склонны считать, что Вашингтон достаточно грубо пытается сгладить возникшие шероховатости в американо-турецких отношениях, поскольку Эрдоган недоволен дистанцированием администрации Обамы от сирийского конфликта.

В свою очередь, ряд американских экспертов по ББВ предполагают, что разрастание сирийской войны может рано или поздно заставить сирийских курдов обратиться за помощью к Турции, чтобы получить гарантии от растущего арабского национализма. Возможность подобного варианта определяется тем, что у Анкары с Эрбилем (столица Иракского Курдистана) уже накоплен опыт тесного взаимодействия в самых разных областях. Кроме того, Турция обладает достаточными возможностями для инвестиций в «постасадовский» Сирийский Курдистан, как она делает это на севере Ирака.

Таким образом, антитурецкому сепаратизму РПК Анкара в принципе могла бы противопоставить улучшение отношений с сирийскими курдами. И это в интересах США, потому что, контролируя соответствующие курдские территории, Иран может обеспечить себе выход к Средиземному морю.

Борьба за сирийских курдов

Сирийские курды, в основном, выступают против раздела Сирии, однако требуют, чтобы сирийские власти официально признали курдов в качестве отдельного народа и наделили его всеми соответствующими правами. Хотя среди сирийских курдов есть и такие, кто сражается против Дамаска в рядах сирийских боевиков. Руководителем антиасадовских курдских боевиков является Салах Бадраддин.

В большинстве своем сирийские курды не признают также Сирийский национальный совет и его главу, курда по национальности, Абдельбасета Сайду. По их мнению, Турция стремится спровоцировать стратегическую конфронтацию курдов с арабами и что у нее есть план переселения сирийских курдов в Иракский Курдистан. Между курдами и Сирийской свободной армией уже имели место вооруженные стычки, вследствие которых погибли и были взяты в заложники курды.

Официальный Дамаск считает, что  Саудовская Аравия, Израиль, Катар и США пытаются создать армию из сирийских курдов, а также отделить их от Сирии, чтобы создать автономную административную единицу наподобие Иракского Курдистана. Курды Сирии – это одна из слабых точек сирийской государственности. Турция уже прилагает все усилия для того, чтобы переманить сирийских курдов на свою сторону, а США пытаются натравить их на сирийскую армию с территории Иракского Курдистана. В конечном итоге,  Вашингтону в Сирии нужно создать такую же извечную курдскую проблему, как в сегодняшней Турции. Только таким способом США могут ослабить сегодняшнюю и контролировать завтрашнюю Сирию.

Позиция официального Багдада

Еще в августе с.г. один из ближайших сторонников премьер-министра Ирака Аль-Малики предупреждал о том, что Катар, Саудовская Аравия, Израиль, Иракский Курдистан и Турция хотят свергнуть Асада и разделить Сирию на этно-конфессиональные единицы. Депутат упоминал о явных признаках присутствия и деятельности Израиля на территории Ирака. На это же в разное время указывали турецкая, британская, арабская и курдская пресса.

Моссад  поддерживала курдские политические организации еще с 70-х годов прошлого века. Она продолжает поддерживать и сейчас Масуда Барзани, пытаясь вовлечь его в политику Израиля по формированию нового баланса отношений в противовес Ирану. В Ираке израильская разведка работает под прикрытием туристического бизнеса и торговли. Израильтяне скупают земли туркоманов на севере Ирака, также на иракской территории под прикрытием других фирм действуют израильские фирмы.

Не секрет, что израильская разведка и израильский бизнес поддерживают  давние отношения также с курдской пешмаргой (курдское ополчение) на севере Ирака. Израильский спецназ тренировал курдские отряды для создания форпоста в тех местах. В этой связи уже по-другому воспринимается сегодняшнее требование правительства Барзани обеспечить вовлеченность пешмарги в иракскую армию в той мере, в какой это предусмотрено Конституцией Ирака. Согласно Конституции, курдские отряды пешмарги должны составлять 20% армии Ирака, однако в настоящее время они вовлечены лишь на 8%. К каким последствиям для ближневосточного региона в целом и иракской государственности в частности может привести данный шаг, долго гадать не приходится.

Между чужими интересами и сферами влияния

Сопоставление позиций сторон позволяет утверждать, что на сегодняшний день весь военно-политический потенциал курдов поделен между противниками и сторонниками сирийского президента Башара Асада. Ни одна из сторон не заинтересована в предоставлении курдам полномасштабной территориальной независимости. США стремятся политически объединить курдов Ирака с курдами Сирии и Турции и использовать их против Дамаска и Тегерана. Но американцы не обещают курдам независимого Курдистана.

Турция также, как и курды, не доверяет Вашингтону. Расчеты США по объединению курдов Турции, Сирии и Ирака в стратегическом плане мало обоснованы. Им уже предоставлена значительная свобода, и они уже заявили о своем нежелании покидать территорию Сирии. Курды Сирии прекрасно понимают, что, покинув свои дома, они потеряют северную часть Сирии, и им уже не на что будет претендовать в дальнейшем. Стычки с боевиками Сирийской свободной армии и непризнание с их стороны Сирийского национального совета как оппозиционного органа заставят сирийских курдов еще больше сблизиться с Асадом. Что уже и происходит.

Турция пытается сыграть на противоречиях  между курдами и арабами, турецкими курдами, лояльными Эрдогану, и членами РПК. Переселив сирийских курдов в Курдистан, Анкара обострит внутрикурдские противоречия, одновременно усилит присутствие курдов на границах с Ираном и ликвидирует курдскую проблему у своих границ. Однако план Турции также не подкреплен реальными возможностями: стычки между сирийскими курдами и боевиками Сирийской свободной армии, а также  нежелание сирийских курдов сотрудничать с Анкарой будут держать Турцию в напряжении. А рассорить РПК и турецких курдов будет означать открыть на своей же территории поле битвы между вооруженными членами РПК и простыми курдами.

Израилю нужны курды как противовес арабскому окружению, а территория Иракского Курдистана в качестве дополнительного форпоста для удара по Ирану, как, впрочем, и в качестве источника богатых энергоресурсов. Возможности для расширения агентурной сети на территории Ирака и сопредельных государств также являются важным аргументом в пользу дружбы Израиля с иракскими курдами. Скупка земель иракских туркоманов рано или поздно столкнет турецкие и израильские политические интересы, так как родственные туркам туркоманы являются барьером для Турции перед курдской угрозой. Вместо них рано или поздно окажутся евреи, у которых хорошие отношения с курдами.

История повторяется

Сходятся ли клановые интересы самих сирийских, турецких и иракских курдов и в какой степени? Пожалуй, это самый важный вопрос. Один из ближайших сподвижников Президента Ирака Талабани в своем интервью иракской прессе выразил опасения по поводу того, что курды в очередной раз втягиваются в региональную игру, как это уже было в 1975г. Тогда  Саддам Хусейн и Мухаммад Реза Пехлеви в конечном счете заключили мир, который оставил курдов на периферии ближневосточной политики.

Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях